AZ-libr.ру

информационный портал





Сухов Фёдор Григорьевич [14.03.1922-07.01.1992]

Сухов Фёдор Григорьевич
       [14.3.1922, с. Красный Оселок Лысковского р-на Горьковской обл.— 7.1.1992, там же]
       — поэт.
       Участник Великой Отечественной войны, после демобилизации работал в колхозе, в 1954 окончил Литературный институт им М.Горького. Первые стихи опубликовал во фронтовой печати. Автор сборника стихов, выходивших в Москве, Горьком и Волгограде: «Родные просторы» (1954), «Поспевают ягоды» (1956), «Половодье» (1958), «Дождь сквозь солнце» (1961), «Стихи» (1963), «Голубая улица» (1961), «Малиновый звон» (1967), «Лепестки» (1968), «Моя жар-птица» (1964), «Красный Оселок» (1970, 1984), «Мое призвание» (1971), «Былина о неизвестном солдате» (1972), «Светло красуйтесь» (1974), «В гостях у незабудок» (1975), «Песня лета» (1978), «Земляника на снегу» (1979), «Ясень» (1979), «Сладкая полынь» (1978), «Плач Ярославны» (1982), «Лешева дудка» (1987), «По-стать» (1988), «Мать-и-мачеха» (1989).
       Творческая индивидуальность Сухова определилась не сразу, не с первого сборника стихов, как это было у многих поэтов фронтового поколения: чтобы стать самим собой, прорваться к «малиновому звону» своей души, ему довелось приложить немало усилий для изживания расхожих идеологических стереотипов и поэтических штампов. Только к середине 1960-х стало вполне ясно, что своеобразие поэта проявляется главным образом в его особом, восходящем к традициям Есенина восприятии родной природы и в чуткости к народному строю речи, его древним истокам, устным и книжным. Эти особенности были предопределены той средой, природной и социальной, в которой родился и жил Сухов. В стихотворении «Подснежник» поэт видит нечто символическое даже во времени года — в ранней весне, когда он родился: «Был явлен я на свет в средине марта, / По старому — в начальный день весны, / Когда Авдотья — замочи порог / На вытканные за зиму холсты / От полноты душевной прослезилась». Однако после первой капели ударил мороз, а новорожденный в это время чуть не умер: «Меня в передний угол положили / И стали ждать, когда освобожу / Я этот свет от своего дыханья. / И только дед мой,— он не ждал, он верил / В дыхание подснежника. Он знал: / Подснежника морозом не убить. / И отступился от меня мороз. / А вытканные за зиму холсты / Мой дед на собственный припрятал саван...» Благодарность деду связалась в творчестве поэта с благодарностью всем предкам, без которых невозможна жизнь потомков. А вера деда в то, что «подснежника морозом не убить», стала верой внука в неодолимость весны, в живительные силы природы, которые помогают переживать беды и ли-холетия, сохранять жизнелюбие. Вторая часть стих, воспринимается как выражение коренных, пантеистических по своему духу убеждений С: «Мир уходящим! И благословенье / Всем приходящим! Верую в весну, / В ее черемуху, в ее ромашку / И ощущаю кровное родство / С любой сошедшей на луга травинкой, / Не потому, что сам травою стану, / А потому, что я дышу, живу... / И благодарно кланяюсь Авдотье. / Она при появлении моем / От полноты душевной прослезилась — / Погожее мне посулила лето / Своей — сквозь солнце пролитой — слезой». Для пантеистического мировосприятия Сухова характерен и его рассказ о том, как он, уходя на фронт, прощался с родными местами: «Провожали меня на войну, / До дороги большой провожали. / На село я прощально взглянул, / И вдруг губы мои задрожали. / Ничего б не случилось со мной, / Если б я невзначай разрыдался,— / Я прощался с родной стороной, / Сам с собою, быть может, прощался». Родная природа является для юноши частью его самого, и он прощается с ней, как с самим собою: «Поспевала высокая рожь, / Наливалась густая пшеница, / И овес, что так быстро подрос, / Прямо в ноги спешил поклониться. / Заиграла, запела гармонь, / Все сказала своими ладами, / И платок с голубою каймой / Мне уже на прощанье подарен. / В отдалении гром громыхнул, / Был закат весь в зловещем пожаре... / Провожали меня на войну, / До дороги большой провожали».
       Теме Великой Отечественной войны, кроме лирических стихотворений, посвящены поэмы Сухова «Былина о неизвестном солдате» и «Земляника на снегу». В последней из них поэт попытался представить переживания и размышления генерал-фельдмаршала Паулюса, связанные с ходом Сталинградской битвы, которая существенно изменила его взгляды.
       Сухов использовал жанр драматической поэмы или драматического повествования, в котором написаны «Илья Муромец» и «Красная палатка». Оба произведения прежде всего интересны старинным складом речи, которым говорят былинный богатырь, протопоп Аввакум и другие герои. Язык этих произведений, как и лирики поэта, насыщен пантеистической образностью.

Соч.:
       Подзимь: Избранное / вступительная статья Ал.Михайлова. М., 1985.

Лит.:
       Шестинский О. Жаворонок в солнечной сини // Нева. 1962. №1;
       Бойко В. Радость зеленая // Волга. 1968. №11;
       Михайлов А. Жаворонок в поднебесье // Михайлов А. Живут на Руси поэты. М., 1973;
       Кожинов В. Поэтический мир Фёдора Сухова // Наш современник. 1973. №3;
       Харчев В. Вкус полыни // Литературное обозрение. 1983. №8;
       Забавасий В. «Что ни дерево - небу свеча...» // Литературная Россия. 1990. №20. 18 мая.

М.Ф.Пьяных



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"