|
Сухов Фёдор Григорьевич
[14.3.1922, с. Красный Оселок Лысковского р-на Горьковской обл.— 7.1.1992, там
же]
— поэт.
Участник Великой Отечественной войны, после демобилизации работал в колхозе, в
1954 окончил Литературный институт им М.Горького. Первые стихи опубликовал во
фронтовой печати. Автор сборника стихов, выходивших в Москве, Горьком и
Волгограде: «Родные просторы» (1954), «Поспевают ягоды» (1956), «Половодье»
(1958), «Дождь сквозь солнце» (1961), «Стихи» (1963), «Голубая улица» (1961),
«Малиновый звон» (1967), «Лепестки» (1968), «Моя жар-птица» (1964), «Красный
Оселок» (1970, 1984), «Мое призвание» (1971), «Былина о неизвестном солдате»
(1972), «Светло красуйтесь» (1974), «В гостях у незабудок» (1975), «Песня лета»
(1978), «Земляника на снегу» (1979), «Ясень» (1979), «Сладкая полынь» (1978),
«Плач Ярославны» (1982), «Лешева дудка» (1987), «По-стать» (1988),
«Мать-и-мачеха» (1989).
Творческая индивидуальность Сухова определилась не сразу, не с первого сборника
стихов, как это было у многих поэтов фронтового поколения: чтобы стать самим
собой, прорваться к «малиновому звону» своей души, ему довелось приложить
немало усилий для изживания расхожих идеологических стереотипов и поэтических
штампов. Только к середине 1960-х стало вполне ясно, что своеобразие поэта
проявляется главным образом в его особом, восходящем к традициям Есенина
восприятии родной природы и в чуткости к народному строю речи, его древним
истокам, устным и книжным. Эти особенности были предопределены той средой,
природной и социальной, в которой родился и жил Сухов. В стихотворении
«Подснежник» поэт видит нечто символическое даже во времени года — в ранней
весне, когда он родился: «Был явлен я на свет в средине марта, / По старому — в
начальный день весны, / Когда Авдотья — замочи порог / На вытканные за зиму
холсты / От полноты душевной прослезилась». Однако после первой капели ударил
мороз, а новорожденный в это время чуть не умер: «Меня в передний угол положили
/ И стали ждать, когда освобожу / Я этот свет от своего дыханья. / И только дед
мой,— он не ждал, он верил / В дыхание подснежника. Он знал: / Подснежника
морозом не убить. / И отступился от меня мороз. / А вытканные за зиму холсты /
Мой дед на собственный припрятал саван...» Благодарность деду связалась в
творчестве поэта с благодарностью всем предкам, без которых невозможна жизнь
потомков. А вера деда в то, что «подснежника морозом не убить», стала верой
внука в неодолимость весны, в живительные силы природы, которые помогают
переживать беды и ли-холетия, сохранять жизнелюбие. Вторая часть стих,
воспринимается как выражение коренных, пантеистических по своему духу убеждений
С: «Мир уходящим! И благословенье / Всем приходящим! Верую в весну, / В ее
черемуху, в ее ромашку / И ощущаю кровное родство / С любой сошедшей на луга
травинкой, / Не потому, что сам травою стану, / А потому, что я дышу, живу... /
И благодарно кланяюсь Авдотье. / Она при появлении моем / От полноты душевной
прослезилась — / Погожее мне посулила лето / Своей — сквозь солнце пролитой —
слезой». Для пантеистического мировосприятия Сухова характерен и его рассказ о
том, как он, уходя на фронт, прощался с родными местами: «Провожали меня на
войну, / До дороги большой провожали. / На село я прощально взглянул, / И вдруг
губы мои задрожали. / Ничего б не случилось со мной, / Если б я невзначай
разрыдался,— / Я прощался с родной стороной, / Сам с собою, быть может,
прощался». Родная природа является для юноши частью его самого, и он прощается
с ней, как с самим собою: «Поспевала высокая рожь, / Наливалась густая пшеница,
/ И овес, что так быстро подрос, / Прямо в ноги спешил поклониться. / Заиграла,
запела гармонь, / Все сказала своими ладами, / И платок с голубою каймой / Мне
уже на прощанье подарен. / В отдалении гром громыхнул, / Был закат весь в
зловещем пожаре... / Провожали меня на войну, / До дороги большой провожали».
Теме Великой Отечественной войны, кроме лирических стихотворений, посвящены
поэмы Сухова «Былина о неизвестном солдате» и «Земляника на снегу». В последней
из них поэт попытался представить переживания и размышления
генерал-фельдмаршала Паулюса, связанные с ходом Сталинградской битвы, которая
существенно изменила его взгляды.
Сухов использовал жанр драматической поэмы или драматического повествования, в
котором написаны «Илья Муромец» и «Красная палатка». Оба произведения прежде
всего интересны старинным складом речи, которым говорят былинный богатырь,
протопоп Аввакум и другие герои. Язык этих произведений, как и лирики поэта,
насыщен пантеистической образностью.
Соч.:
Подзимь: Избранное / вступительная статья Ал.Михайлова. М., 1985.
Лит.:
Шестинский О. Жаворонок в солнечной сини // Нева. 1962. №1;
Бойко В. Радость зеленая // Волга. 1968. №11;
Михайлов А. Жаворонок в поднебесье // Михайлов А. Живут на Руси поэты. М.,
1973;
Кожинов В. Поэтический мир Фёдора Сухова // Наш современник. 1973. №3;
Харчев В. Вкус полыни // Литературное обозрение. 1983. №8;
Забавасий В. «Что ни дерево - небу свеча...» // Литературная Россия. 1990. №20.
18 мая.
М.Ф.Пьяных
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|