Алексеев Сергей Александрович [26.09.1868-05.12.1922]

Найдёнов (настоящая фамилия Алексеев) Сергей Александрович
       [14(26).9.1868, Казань — 5.12.1922, Ялта]
       — драматург.
       Родился в богатой и многодетной семье купца 1-й гильдии.
       В 1886, исключенный из гимназии за посещение вечерних спектаклей, поступил в Московское музыкально-драматическое училище при Малом театре в класс А.И.Сумбатова-Южина и О.А.Правдина.
       С 1889 под псевдонимом Рогожин выступал на провинциальной сцене (Вологда, Владимир, Тверь, Уфа), но вскоре оставил театр.
       В 1893 увлеченный проповедью Л.Н.Толстого Найдёнов «сел на землю» в одной из толстовских колоний Уфимской губ., но вскоре разочаровался в толстовстве. Попытка заняться коммерцией, связанная с получением наследства, завершилась полным крахом. Тяга к театру, интерес к проявившимся тенденциям его обновления привели Найдёнова на драматургическое поприще.
       В конце 1900 в Москве Найдёнов завершил сразу 3 драмы: комедию «Дыхание весны» (рукопись в СПбТБ), пьесы «Культурный скит» (рукопись в СПбТБ) и «Дети Ванюшина». Комедия, действие которой происходит в женском монастыре, была запрещена цензурой как оскорбляющая нравственность. В пьесе «Культурный скит», навеянной недавним увлечением толстовством, поднимаются актуальные для интеллигенции философские и нравственные вопросы. Не сумев преодолеть традиций «старого театра», Найдёнов, тяготевший к «новой драме», был не удовлетворен «шаблонной», по его словам, техникой пьесы и отказался от ее публикации. Отход от интриги, глубокий психологизм становятся все более важными для драматурга, обретающего свой метод. Первая увидевшая свет пьеса Найдёнова «Дети Ванюшина» (1901, Петербургский театр Литературно-художественного общества, с А.Хворостовым, К.Яковлевым в главных ролях; московский Театр Корша (Ф.А.Корш), с участием Н.Светлова, М.Леонидова, А.Остужева, М.Блюменталь-Тамариной) была награждена Грибоедовской премией и принесла автору прижизненную славу и посмертное признание. В основе сюжета пьесы лежат подлинные события из жизни семьи Алексеевых. После успеха этой драмы, показавшей распад домостроевского уклада купеческой жизни, трагическую отчужденность в семье, цинизм поколения молодых буржуа, за Найдёновым прочно утвердилась репутация одного из виднейших русских драматургов начала XX в.
       В 1907 Найдёнов написал новый вариант 4-го акта пьесы, в котором старик Ванюшин не кончал в отчаянии жизнь самоубийством, а отселялся в верхние помещения своим лишенным сантиментов сыном, ставшим полновластным хозяином дома.
       Дарование Найдёнова отмечали великие современники. «Какие мы драматурги! — вспоминал И.А.Бунин слова А.П.Чехова.— Единственный настоящий драматург — Найденов: прирожденный драматург, с самой что ни на есть драматической пружиной внутри» (Бунин И. А. Из записей // СС. М., 1967. Т.9. С.295). «Мастер, темперамент, талант, сила, что-то большое»,— отзывался о Найдёнове К.С.Станиславский. «Я счастлив за Вас и русский театр»,— писал он ему (Станиславский К. С. СС. М., 1960. Т.7. С.343). Найдёнов сближается с Чеховым, Горьким, совершает путешествие по Франции и Италии в конце 1903 — начале 1904 с И.Буниным, считавшим его хотя и «тяжелым человеком», но «прекрасным, редкого благородства» (ЛН. Т.84. Кн.2. С.189). Несколько лет Найдёнов был связан с кружком Н.Д.Телешова «Московская литературная среда»; в 1904 по предложению Горького стал членом книгоиздательского товарищества «Знание».
       В пьесах 1901-04 — «Блудный сын» («Кто он?») (1903; 1905, МХТ, с участием В.Качалова), «Номер тринадцатый» (1903, Театр Корша; 1904, Театр В.Ф.Комиссаржевской, с участием В.Комиссаржевской), «Богатый человек» («Деньги») (1903, Театр Корша; 1904, Театр В.Ф.Комиссаржевской) — Найдёнов акцентирует внимание на начавшемся процессе внутреннего распада консервативной и темной купеческой среды, на стремлении лучших людей выйти из-под гнетущей власти социальных обстоятельств, чтобы изменить жизнь. Протест личности приобретает характер нового закона, вступающего в противоборство со старым жизненным законом. В трактовке драматического героя и его поступков Найдёнов близок Толстому, Чехову и «знаниевцам», ценность личности у которых определяется ее сопротивлением устройству жизни. В период работы над этими пьесами Найдёнова утверждается в мысли, что именно психологическая драма отвечает его задачам: «Жизнь страшно осложнилась. Внутренний мир людей полон противоречий, и мы часто не понимаем даже самых близких по духу. Показывать внутренние, скрытые пружины действующих лиц, под мелочами жизни угадывать мировую сущность человеческой души — вот задача современного драматурга» (РГАЛИ. Ф.860). Найдёнов концентрирует внимание на психологических состояниях и размышлениях героев о смысле жизни.
       Новый этап в творческой эволюции драматурга наступил в годы первой русской революции, когда он, по собственному признанию, стал «социалистом» «под влиянием 1904-1905 гг., "Знания" и Горького» (РГАЛИ. Ф.1117).
       В пьесах 1904-05 — «Авдотьина жизнь» (1904, Театр В.Ф.Комиссаржевской, с участием В.Комиссаржевской; 1905, Московский Малый театр), «Стены» (1907, Александрийский театр, МХТ) — человек среды под влиянием нового для Найдёнов героя — революционера — приходит к осознанию своей причастности к историческому процессу. Драматургия Найдёнова этого этапа приобретает черты типологической общности с драматургией Горького и «знаниевцев». Существенные изменения происходят и в стиле Найдёнов: внутреннее действие перестает быть ведущим, усиливается действенное начало, накал страстей сообщает пьесам острый драматизм, появляются публицистические монологи.
       После «Стен» Найдёнов отходит от социальной проблематики и обращается к темам провинциального быта в комедии «Хорошенькая» (1907), свидетельствовавшей, по его словам, о «падении в рамки шаблона» (РГАЛИ. Ф.1117).
       В 1909 Найдёнов заболел туберкулезом и вместе с женой, актрисой И.И.Мальской, поселился в Ялте. Там им были написаны «Роман тети Ани» (1912, Александрийский театр, с участием М. Савиной; Московский Малый театр) и «Работница» (1915, Петербургский театр Литературно-художественного общества; 1916, Московский Малый театр), свидетельствующие о возвращении Найдёнов к психологической драме. Пьеса «Роман тети Ани» была удостоена Грибоедовской премии.
       События Октябрьской революции, которую Найдёнов принял, обратили драматурга к истории. Он создал хронику «Москва» (1921), посвященную первой русской революции, и начал работу над историко-революционной драмой «Неугасимый свет» (1922, РГАЛИ), герой которой, бывший революционер, осмысляя пути преобразования общества, приходит к идее христианской любви к людям. После ухода Белой армии из Крыма в 1920 Найдёнов, несмотря на тяжкое недомогание, принимал активное участие в культурной жизни, выступал в концертах в пользу голодающих.

Соч.:
       Пьесы: в 2 т. СПб., 1904-11; 2-е изд. СПб., 1907-11;
       Дети Ванюшина // Драматургия «Знания». М.; 1964.

Лит.:
       Кугель Л.Р. Русские драматурги. М., 1933. С.139-147;
       Пожилова Л.В. Казанские материалы в пьесе Найденова «Дети Ванюшина». Казань, 1957;
       Юзовский Ю.Ю. М.Горький и его драматургия. М.; 1959. С.343-353;
       Бугров Б.С. Драматургия «Знания» // Горьковские чтения. 1961-1963. М., 1964;
       Чернышев А.Л. Путь драматурга С.Л.Найденова. М., 1977;
       Казакова Н.А. «Свежим и живым мне кажется то недавнее время...»: Воспоминания С.Найденова о Л.Толстом// Звезда. 1978. №8;
       Казакова И.А. С.Л.Найденов и натурализм в театре // Стиль писателя и культуры эпохи. Сыктывкар, 1984.

Н.А.Казакова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:27 UTC