|
Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна (урожденная Пиленко, по второму браку —
Скобцова, в монашестве — мать Мария; псевдонимы - Юрий Данилов, Ю. Д.)
[8(20).12.1891, Рига — 31.3.1945, Равенсбрюк]
— поэтесса, прозаик, религиозный публицист.
Отец Кузьминой-Караваевой, юрист, товарищ прокурора Рижского окружного суда, в
1895 переехал с семьей в Анапу в свое небольшое имение, где занимался
виноградарством; в 1905-06 был директором Никитского ботанического сада. После
его смерти (1906) семья переселилась в Петербург, однако лето
Кузьмина-Караваева всегда проводила в Анапе.
В 1906-08 училась в гимназии Л.С.Таганцевой, в 1908-09 — в гимназии
М.Н.Стоюниной. Уже в гимназические годы начала писать стихи.
В 1909-11 была слушательницей Высших женских (Бестужевских) курсов.
В 1910 вышла замуж за юриста Д.В.Кузьмина-Караваева, знакомого с литераторами
модернистской ориентации. Кузьмина-Караваева стала участницей «сред» на «башне»
Вяч.Иванова, позже — членом акмеистского «Цеха поэтов», где и был издан ее
первый стихотворный сборник «Скифские черепки» (1912). В нем за романтической
поэтизацией легендарного прошлого угадывалось острое ощущение душевного
кризиса, переживаемого современным человеком. Дебют поэтессы был оценен
критикой неоднозначно. По мнению В.Я.Брюсова, «сочетание воспоминаний о
"предсуществовании" в древней Скифии и впечатлений современности придает этим
стихам особую остроту» (Русская мысль. 1912. №7. С.17). Н.С.Гумилев считал, что
в книге «слишком много юношеского лиризма», игры метафорами, и отделял
надуманную внешнюю фабулу — историю любви царевны-рабыни к своему господину —
от «подлинно древних и странных строк пейзажа» (Аполлон. 1912. №3-4. С.101).
С.М.Городецкий, отмечая как достоинство книги ее чуждость стилизации, в то же
время сетовал на «отсутствие в ней стиля» (Речь. 1912. 30 апр.). Сдержанно
оценил сборник и А.А.Блок (письмо от 1 дек. 1913 // СС. М., 1963. Т.8.
С.430-431), который познакомился со стихами поэтессы еще до их публикации. С
Блоком у Кузьминой-Караваевой сложились особые, творчески-доверительные
отношения, о чем она впоследствии рассказала в мемуарах «Встречи с Блоком»
(1936) (А.Блок в воспоминаниях современников. М., 1980. Т.2.). Личность поэта в
восприятии Кузьминой-Караваевой отразилась в образе главного героя ее
неоконченной поэмы-мистерии «Мельмот-скиталец» (Памятники культуры. 1986. Л.,
1987).
Вторая книга Кузьминой-Караваевой — повесть «Юрали» (1915), написанная
ритмической прозой и стилизованная в духе аллегоризма евангельских притч. Ее
лейтмотив — тема духовного пути, предопределенного свыше. Поэтический сборник
«Руфь» (1916) — книга уже зрелого автора, пережившего религиозный переворот.
Начиная с этого сборника и до конца жизни Кузьмина-Караваева выступает как
религиозный поэт, размышляя о трудном пути к Богу, о христианском долге и
подвижническом служении.
В годы революции Кузьмина-Караваева жила в Анапе, некоторое время в Москве,
занимаясь политической деятельностью: весной 1917 вступила в партию эсеров,
после ее раскола примкнула к ее правому крылу, в 1918 была избрана городским
головой Анапы, арестовывалась белогвардейцами за сотрудничество с большевиками.
В 1920 вместе со своим вторым мужем, казачьим деятелем и писателем
Д.Е.Скобцовым, эмигрировала в Константинополь, затем оказалась в Югославии, а с
1923 обосновалась в Париже. Несмотря на выпавшие на ее долю тяжкие лишения, она
никогда не теряла присутствия духа и со свойственной ей энергией включилась в
общественную и литературная жизнь русской эмиграции.
В 1924-25 под псевдонимом Юрий Данилов вышли хроникально-автобиографические
повести Кузьмина-Караваева «Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин»,
повествующие о годах революций и Гражданской войны в России. В конце 1920-х
сближается с русскими религиозными философами Н.О.Лосским, Н.А.Бердяевым,
С.Н.Булгаковым, участвует в создании Православного богословского института в
Париже, в деятельности РСХД, свои публицистические очерки о жизни эмиграции
публикует в журнал «Путь», «Новый град» и др.
В 1927 вышла книга Кузьминой-Караваевой «Жатва духа. Жития святых» (Вып.1-2,
Париж), в 1929 — монографические очерки о А.С.Хомякове, Вл.С.Соловьеве и
Ф.М.Достоевском, проникнутые пафосом религиозного служения.
В конце 1920-х Кузьмина-Караваева фактически разошлась со своим вторым мужем.
16 марта 1932 в Париже Кузьмина-Караваева приняла монашество (православное) и
имя Мария. Став «монахиней в миру», она неутомимо занималась благотворительной
деятельностью. Противница религиозного аскетизма, она была глубоко убеждена,
что «путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет...». Она
продолжала писать стихи, христианские по содержанию: о жизни и смерти, о добре
и зле, о современном человеке, переживающем свою богооставленность в «пустыне
мира» (Стихи. Берлин, 1937). По словам критика К.В.Мочульского, ее стихи —
«правдивое и бесстрашное свидетельство души о мире и о себе самой» (Путь.
Париж, 1937.№ 53. С 86).
Во время фашистской оккупации Парижа Кузьмина-Караваева стала активной
участницей движения Сопротивления: укрывала евреев, спасала бежавших советских
военнопленных, отправляла посылки заключенным.
В февр. 1943 была арестована гестапо и в апреле отправлена в концлагерь
Равенсбрюк, где погибла в газовой камере, добровольно пойдя на смерть вместо
одной из заключенных. Товарищи по заключению с неизменным восхищением и
преклонением перед духовной стойкостью матери Марии вспоминали ее бескорыстную
любовь к ближнему и высокую жертвенность.
Соч.:
Стихотворения, поэмы, мистерии, воспоминания об аресте и лагере Равенсбрюк.
Париж, 1947;
Стихи. Париж, 1949;
Избранное / вступ. статья, сост. и прим. Н.В.Осьмакова. М., 1991;
Наше время еще не разгадано... [сб.] / сост., предисл., прим. А.Н.Шустова.
Томск, 1996.
Лит.:
Тверитинова А.М. Форт Роменвиль. Л., 1960;
Богат Е. ...Что движет солнце и светила. М., 1981;
Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981. С.522-542;
Никулина Е. И. Мать Мария. М., 1983; 2-е изд. М., 1988;
Шустов А.Н. Блок в жизни и творчестве Кузьминой-Караваевой // Александр Блок:
Исследования и материалы. Л., 1991.
Н.Ю.Грякалова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|