|
Грачёв (настоящая фамилия Вите) Рид Иосифович
[18.7.1935, Ленинград - 1.11.2004, Петербург]
— прозаик, эссеист, переводчик.
Мать Грачёва — М.А.Вите, журналистка, сотрудница заводской многотиражки, в
1930-х дружила с О.Берггольц; умерла в блокаду от голода. Грачёв был
эвакуирован в Кировскую обл. и 8 лет провел в детских домах на Урале.
В 1949 его родной дядя, Т.А.Вите, забрал племянника в свою семью и перевез в
Ригу, где Грачёв окончил среднюю школу.
В 1953 Грачёв поступил на отделение журналистики филфака ЛГУ и по завершении
учебы (1958) год отработал в рижской комсомольской газете, после чего
окончательно возвратился в Ленинград.
Псевдоним Грачёв взял по фамилии деда — Арсения Петровича Грачёва. Еще
школьником (в ранних «пробах пера») Грачёв, по собственному признанию, ощутил
«лютую ненависть к пошлости, ко всему, что деформирует и уродует человеческую
личность», воспринимая сталинизм как явление «глубоко буржуазное,
обывательское, мещанское». Он принадлежал к поколению «детей войны», росших без
отцов, болезненно удрученных своей возрастной уязвимостью,— и в литературу его
ровесников позвала память о попранном детстве. Первый опубликованный рассказ
Грачёва — «Песни на рассвете» — помещен в коллективном ленинградском сборнике
«Начало пути» (1959). Отдавая дань очевидному таланту молодого автора, журналы
не раз заключали с ним договоры, набирали текст, но дальше (как в «Неве» с
повестью «Адамчик») дело не двигалось: обнаженная жизненная правда в прозе
Грачёва решительно восставала против официальных идеологических догм — и
партийное начальство было настороже.
Завоевав репутацию одаренного автора, «пишущего в стол», безоговорочно
признанный видными прозаиками старшего поколения (в частности, В.Ф.Пановой и
Ф.А.Абрамовым), Грачёв мучительно переживал свое литературное изгойство,
перебиваясь случайными переводами с французского («Письма заложника» А. де
Сент-Экзюпери, «Миф о Сизифе» А. Камю и др.). Крохотная книжечка рассказов
Грачёва «Где твой дом» (1967) юридически узаконила его писательский статус, но
к этому моменту он уже серьезно подорвал здоровье и в дальнейшем систематически
заниматься литературной деятельностью не смог.
Автобиографическая в своей основе проза Грачёва, при всей мрачности житейского
колорита, пронизана идеей выстраданного людского братства. В принципиально
значимых его рассказах «Зуб болит» (1959), «Подозрение» (1959), «Ничей брат»
(1962), где действует любимый герой Грачёва — «неприкаянный мальчик военных
лет, одновременно ранимый и ожесточенный, жаждущий выговориться и
настороженно-замкнутый, беззащитный, но инстинктивно готовый к нападению, еще
щенок и уже волчонок» (Хмельницкая Т.— С.167) — писатель пристально исследует
тот процесс духовного рождения, когда как бы «в личинке просыпается весь
человек, постигая доброе и мудрое начало бытия». Взрослый не по летам герой
грачевской прозы, соединяющий в себе «честность, доброту и человеческое
достоинстве со смиренностью» (Бурсов Б.— С.295), своим трагическим примером
внушает людям, сколь спасительно их общение между собой и сколь богаты их
душевные возможности.
Помимо прозы, Грачёв, продемонстрировав незаурядный темперамент, писал
публицистические статьи — в «Литературной газете» были напечатаны «Недобрая
воля» (1961), «Присутствие духа» (1963), писал критические этюды о Ф.Мориаке,
Фолкнере, М.Антониони, но подавляющая часть его эссеистики оставалась
неопубликованной вплоть до 1994, когда стараниями его друзей увидела свет
итоговая книга Грачёва «Ничей брат». Неся на себе печать веяний и споров
1960-х, проницательная эссеистика Грачёва поднимает глобальные проблемы
противостояния мировой культуры и цивилизации и разрабатывает ту же —
центральную для его прозы — тему людского общения, теперь уже в аспекте
взаимоотношений личности и государства, духовных связей и «значащего
отсутствия» таковых. «Настоящий современный писатель», по убеждению Грачёва,
должен помогать читателю обрести «чувство настоящего»: «Иначе человек — раб. На
любой должности, на любом посту и даже совсем без поста» (Ничей брат. С. 231).
Грачёв написал мало, что-то из написанного утрачено. Тем не менее влияние
Грачёва на писателей его поколения неоспоримо. Он был тем камертоном, с которым
сверяли свои замыслы более успешные его товарищи: И.Бродский, А.Битов и др.
Соч.:
Где твой дом: рассказы. М.; Л., 1967;
Ничей брат: рассказы и эссе. М., 1994.
Лит.:
Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976;
Хмельницкая Т. В глубь характера. Л., 1988;
Битов А. Зуб болит, или Порка Спинозы // Литературное обозрение. 1992. №10;
Гордин Я. Долгое отсутствие // Р.Грачёв. Ничей брат. М., 1994;
Рейн Карасти. Жертва обстоятельств // Звезда. 1999. №3;
Иванова Б. Рид Грачев // История ленинградской подцензурной литературы:
1950-1980-е годы: сб. статей. СПб., 2000.
И.С.Кузьмичев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|