Шаховской Дмитрий Алексеевич [05.09.1902-30.05.1989]

Иоанн, архиепископ Сан-Францисский (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, лит. псевдонимы: Странник, Священнослужитель)
       [23.8(5.9).1902, Москва — 30.5.1989, Санта-Барбара, похоронен на Сербском кладбище в г.Колма, пригороде Сан-Франциско]
       — поэт, критик, философ и богослов.
       Брат 3.Шаховской. В 1912 учился в царскосельской школе Левицкой, в 1915 поступил в Александровский лицей, который не окончил из-за начавшейся революции.
       В 1918-20 участник Белого движения в Гражданской войне на юге России, с 1920 — в эмиграции.
       В 1921 поступил в парижскую Школу политических наук, познакомился с И.Буниным, Б.Зайцевым и М.Апдановым.
       В 1922 переехал в Бельгию, где поступил на экономическое отделение Лувенского университета, но после получения первого «сертификата» перевелся на историческое отделение философско-словесного факультета.
       В 1922 в журнале «Русская мысль» (№5) было опубликовано первое стихотворение Шаховского.
       В 1925-26 издавал журнал «Благонамеренный», к сотрудничеству с которым привлек И.Бунина, В.Ходасевича, А.Ремизова, М.Цветаеву, Г.Адамовича, К.Мочульского и др.
       23 авг. 1926 на Афоне по благословению епископа Вениамина Шаховской принял монашеский постриг и был наречен Иоанном, после чего поступил в Русскую духовную академию в Париже, где под руководством о. Сергия Булгакова готовил богословский доклад «Об Именах Божьих».
       С 1923 по 1925 вышли три поэтических сборника Шаховского: «Sic tranzit gloria mundi. Стихи» (Париж, 1923), «Песни без слов» (Брюссель, 1924), «Предметы. 1924-1926» (Брюссель, 1926).
       В 1927-31 Шаховской жил в Югославии, в Белой Церкви.
       В середине 1931 вернулся в Париж под омофор митрополита Евлогия (Георгиевского), который назначил иеромонаха Иоанна настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине (1932-45), впоследствии — благочинным приходов Русской Православной Зарубежной Церкви в Германии.
       В 1932-45 Шаховской издавал журнал «За Церковь» (Берлин), на страницах которого последовательно отстаивал чистоту православного вероучения в полемике с ересями и ложными доктринами оккультизма.
       В июне 1941 разделял иллюзии о победе германского вермахта в борьбе с III Интернационалом как «крестовом походе» против большевизма. Во время Второй мировой войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных.
       В янв. 1946 после короткого пребывания в Париже по приглашению своего друга и духовного сына — авиаконструктора И.И.Сикорского — переехал в США, где около года был священником в Лос-Анджелесе, потом епископом Бруклинским и, наконец, епископом и архиепископом Сан-Францисским. На покое с 1979.
       Литературное наследие Шаховского огромно: помимо чисто богословских трудов, оно включает в себя поэтический сборник «Удивительная земля» (Калифорния, 1983; под псевдонимом Странник), книгу «Время веры» (Нью-Йорк, 1954), «Письма о вечном и временном» (Нью-Йорк, 1960), «Книга свидетельств» (Нью-Йорк, 1965), «К истории русской интеллигенции» (Нью-Йорк, 1975), автобиографическую книгу «Биография юности» (Париж, 1977) Как правило, ни одна из книг Шаховского не обходится без глубокого философско-критического анализа произведений или творчества в целом того или иного русского писателя или поэта. Наибольшее внимание Шаховского привлекает творчество Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, а из поэтов — А.К.Толстого, которому посвящена книга «Пророческий дух в русской поэзии. Лирика А.К.Толстого» (Берлин, 1938). «Пушкин написал о Пророке, глагол которого остался неизвестен... Алексей Толстой явил этого Пророка в его глаголе. Явил то, что пророк этот призван был сказать русскому народу»,— так заканчивает он свою работу об А.К.Толстом (Избранное. С.199; далее цитируется это издание).
       В книге «К истории русской интеллигенции» Шаховской исследует творчество Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и А.И.Солженицына, который, по его мнению, «удостоверяет правду пророчества Достоевского». Толстой и Достоевский олицетворяют для Шаховского два полюса русской, интеллигенции в ее отношении к Иисусу Христу и православной церкви. В своих идеях, какова бы ни была их тема, Толстой почти всегда высказывает правду одновременно с неправдой. «Религиозная неправда его оплетается вокруг его религиозной правды, как лиана вокруг дерева, и иссушает дерево. Правда христианская, как зеленый плющ, обвивается вокруг мертвого дерева толстовских идей и придает этому дереву цветущий вид... Апостольская вера была ему чужда. Он не мог выносить ее» (С.267). «Идеологическая работа» Толстого по разложению русской государственности и подрыву православной веры,— приходит к выводу Шаховской,— была разрушительнее «многих революционных пироксилинов и динамитов». Достоевский в противоположность Толстому, считает Шаховской, не породил «изма», он свободен от партийности, свободен от всех и открыт всем. «В сущности,— пишет Шаховской,— весь мир уже находится в "Обществе Достоевского", является его имплиситным членом» (С.523).
       В 1967 в Париже с предисловием Шаховского вышла книга М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Реализм Булгакова Шаховской расценивает как «метафизический»; основная драма книги — «неистинное добро» (С.507).
       На какую бы тему ни писал Шаховской, в центре его раздумий — судьба России и русского народа в XX в. «Атеистический максимализм вышел не только из иностранных недр; он выполз, вылетел, как саранча, из собственной русской греховности и материалистичности... И мы, пастыри Русской Церкви, может быть, более всех виновны в том, что не защитили своего стада от волков воинствующего атеизма» (С.404). Трагическим символом России Шаховской, как и П.Я.Чаадаев, считает безгласный и расколотый Царь-Колокол. «Предвестие о падении православной России прозвучало над страною в падении Царя-Колокола,— пишет Шаховской — ...Этот лежащий во прахе Царь-Колокол Кремля остается до наших дней символом недостигнутой цели русского народа... И в самом своем молчании он зовет русский народ — и все народы — к покаянию» (С.405).
       Шаховской — многолетний ведущий религиозных программ радиостанции «Голос Америки», что принесло ему заслуженную известность и популярность в СССР, в особенности, цикл апологетических «Бесед с русским народом». Журнал «Наука и религия» (1968. №10) был вынужден опубликовать «Ответ» Шаховского — статью философа И.Иванова, доказывающую, что человек «не нуждается в иллюзии бессмертия». Последние поэтические книги владыки Иоанна: «Книга лирики» (Париж, 1966), «Странствия. Лирический дневник» (Нью-Йорк, 1968), «Упразднение месяца» (Нью-Йорк, 1968), «Нескучный сад» (Калифорния, 1970), «Созерцания» (Сан-Франциско, 1971), «Избранная лирика» Стокгольм, 1974), «Иронические письма» Париж, 1975), «Поэма о русской любви» Париж, 1977). Поэзия Шаховского — просветленное, целостное религиозное миросозерцание; это этическая поэзия, представляющая собой исчерпывающий сыновний ответ Богу.

Соч.:
       Собрание избранных трудов: в 5 т. Нью-Йорк; Париж, 1965-77;
       Избранное. Петрозаводск, 1992.

Лит.:
       Мочульский К. [Рец. «Песни без слов»] // Временник Общества друзей русской книги. 1925. №1;
       Адамович Г. [Рец.: «Пророческий дух в русской поэзии»] // Последние новости. 1938. 8 сент.;
       Зеньковский В.В. [Рец.: «Записи о любви к Богу и человеку»] // Вестник РСХД. 1959. №53;
       Константинов Д.В. [Рец.: «Листья древа»] // Новый журнал. 1966. №85;
       Чиннов И. Памяти архипастыря и поэта // Новый журнал. 1989. №176;
       Линник Ю.В. Философ будущего // Иоанн, архиеп. Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992. С.5-11;
       Материалы к биографии архиепископа Иоанна (Шаховского) // Церковно-исторический вестник 1998. №1. С.64-92.

В.В.Сапов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:22 UTC