|
Кублановский Юрий Михайлович (псевдоним Юрий Исполатов)
[30.4.1947, г.Рыбинск Ярославской обл.]
— поэт, публицист, критик.
В 1964 поступил на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ,
окончил университет в 1970. Работал экскурсоводом в монастырских обителях
Северо-Запада России — на Соловках, в Кирилловском и Ферапонтовском монастырях.
Затем работал в литературных музеях России, в т.ч. в Доме-музее Ф.И.Тютчева
«Мураново».
В 1960-е был близок к поэтам группы «Московское время», куда входили А.Цветков,
С.Гандлевский, Б.Кенжеев, А.Сопровский. Их поэзия была ориентирована на
акмеизм. Выбор акмеизма в качестве эстетического ориентира в начале 1960-х был
поступком общественно значимым, идущим вразрез даже с оттепельным либерализмом,
развивавшим советские «хорошие» традиции поэзии 1920-х. Стихи Кублановского в
это время печатались в журнале «Грани» и «Континент».
В янв. 1965 Кублановский вместе с Л.Губановым создал «СМОГ» — неофициальное
объединение творческой молодежи 1960-х. Расшифровок названия объединения было
несколько: «Самое Молодое Общество Гениев»; «Смелость, Мысль, Образ, Глубина»;
«Сжатый Миг Отраженной Гиперболы». Печатным органом объединения стал ж.
«Сфинксы». Кроме того, «смогисты» выпускали самиздатские сборники
«Здравствуйте, мы гении», «Авангард», «Чу!», «Рикошет» и др., в которых
печатался и Кублановский.
В 1975, в связи с 2-летием высылки Александра Солженицына, Кублановский
выступил в самиздате с открытым письмом «Ко всем нам». После этого работал
дворником, сторожем Богоявленского собора в Москве, истопником, а также
переводил (под псевдонимом Ю.Исполатов) стихи американских поэтов.
В ранних стихах Кублановский резко и надрывно звучит ощущение угасания России,
мотивы тоски, усталости, одиночества, прощания, конца: «Россия, ты моя! / И
дождь сродни потопу, / И ветер в октябре, сжигающий мосты... / В завшивленный
барак, в распутную Европу / Мы унесли мечту о том, какая ты. / Чужим не понята.
Оболгана своими / В чреде глухих годин. / Как солнце плавкое в закатном смуглом
дыме / Бурьяна и руки, / Вот-вот погаснешь ты».
В 1979 Кублановский принял участие в альманахе «Метрополь» (напечатал 8 стих.).
А в 1981 в вашингтонском издательстве «Ардис» вышла первая книга стихов,
которую составил Иосиф Бродский.
В 1982 после политических преследований был вынужден эмигрировать. Жил в Вене,
Париже, потом в Мюнхене. Работал в газете «Русская мысль», вел на радио
«Свобода» передачу о русской литературе «Вера и слово».
С 1989 стихи Кублановский начинают печатать в СССР. Андрей Вознесенский
представляет его на страницах «Огонька» как «значимую поэтическую фигуру
Русского зарубежья».
За годы эмиграции изданы несколько сборников стихов: «Избранное» (1981, сост.
И.Бродский), «С последним солнцем» (1983), «Оттиск» (1985), «Затмение» (1989).
В 1989 вернулся на родину, где в течение нескольких лет опубликовал 5 сборников
стихов: «Чужбинное» (1993), «Памяти Петрограда» (1994), «Число» (1994), «Голос
из хора» (1995), «Заколдованный дом» (1998).
Поэзию Кублановский отличает верность традициям русского стихосложения,
обновленная метафоричность, «естественная упругость стиха» (А.И.Солженицын):
«Речной подпитывают поток / ключи — чем йодистей, тем темней. / Кто-то дергает
поплавок / сердца — сильней, сильней»; «Черносливовая пена взбудораженной
волны. / Из-за двери запах тлена, грима, юности, весны». К. использует
традиционные формы и метрику русского стиха. Сохраняя живую полноту русского
яз., используя его лексическое богатство, вводит новую выразительную лексику:
«Под вечер, похлебав несолоно, / на стуле со скрипучей спинкой / неловко
как-то, что-то холодно / сидеть за пишущей машинкой, / хоть мы другому не
обучены, / на наши веси испитые / пришли заместо красных ссученных / накачанные
и крутые». По свидетельству И.Бродского, Кублановский «обладает самым
насыщенным словарем после Пастернака».
Неотъемлемое качество лирики Кублановский — глубинная связь с русской историей
и религиозная насыщенность чувства. Примером нерасторжимой связи с историей
является сборник «Памяти Петрограда», героями которого стали деятели русской
истории: Петр I, Потемкин, Зубов, Орлов, Екатерина I, Павел I, писатели и поэты
Новиков, Державин, Козлов, Баратынский, Лермонтов, Бенедиктов, Некрасов, Фет,
Тургенев, Фофанов, Блок. В сборник включены стихи, написанные от имени каждого
исторического персонажа. В лирических монологах они предстают как трагические
фигуры, глубоко ощущающие свои внутренние противоречия.
Кублановский является активным участником поэтических форумов в литературном
музее на Петровке, 28. Музей проводит ежегодные Рождественские и «Банные»
чтения журнала «Новое литературное обозрение», акции журнала «De Visu»,
«Постскриптум», газете «Русская мысль», издательства «Радикс», циклы авторских
вечеров.
С начала 1990-х в музее, кроме Кублановского, выступили М.Айзенберг,
А.Городницкий, С.Гандлевский, В.Леонович, И.Жданов, Б.Кенжеев, Т.Кибиров,
Л.Лосев, Н.Матвеева, В.Некрасов, Г.Сапгир, О.Седакова, многие другие известные
авторы.
С 1999 Кублановский входит во Всероссийскую Ассоциацию писательских организаций
и союзов, объединившую в себе СП России, Союз российских писателей и
Литературный фонд России. В настоящее время является членом редколлегии журнала
«Новый мир», заведует в нем отделом поэзии, живет под Москвой в Переделкино.
Соч.:
Избранное / сост. И.Бродский. Анн Арбор, 1981;
С последним солнцем. Париж, 1983;
Оттиск. Париж, 1985;
Затмение. Париж, 1989;
Возвращение. М., 1990;
Оттиск. М., 1990;
Чужбинное. М., 1993;
Памяти Петрограда. СПб., 1994;
Число. М., 1994;
Голос из хора. Париж; М.;
Нью-Йорк, 1995;
Заколдованный дом. М., 1998;
Дольше календаря. М., 2001;
В световом году. М., 2003.
Лит.:
Бродский И. [Предисл.] // Ю.Кублановский. Число. М., 1994;
Сысола Н. Необроненное золото: [Рец. на книгу стихов «Заколдованный дом»] //
Литературное обозрение. 1991. №1. С.109-110;
Сенкевич А. Показания свидетелей защиты: Из истории русского поэтического
подполья 1960-х. М., 1992.
Т.В.Мальцева
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|