|
Дворецкий Игнатий (Израиль) Моисеевич
[2.5.1919, ст. Слюдянка Иркутской обл.— 20.5.1987, Ленинград]
— очеркист, прозаик, драматург.
Отец Дворецкого до 1917 участвовал в революционном движении, был членом партии эсеров-максималистов, за участие в террористическом акте отбывал в Сибири каторжные работы, потом остался в Сибири, был после революции рабочим и служащим. В 1938 репрессирован, погиб в лагерях. Мать происходила из семьи, отправленной в Сибирь на поселение, родилась в Александровском централе — знаменитой тюрьме. В начале 1920-х родители Дворецкого расстались. Отец уехал в Москву, мать второй раз вышла замуж.
В детстве Дворецкий не раз убегал из дому. Не поступив после окончания школы в институт, уехал в Херсон, работал там на верфи. Через год поступил в Московский институт государственного права, где проучился 2 года. В июле 1940 Дворецкий с группой студентов был арестован и осужден по уголовной статье. Однако решение вынес не суд, а Особое совещание, и всем, как вспоминал Дворецкий, «дали по восемь лет срока и статью "социально опасный элемент"». Дворецкий добавили еще срок как сыну «врага народа». Несколько раз он пытался бежать, за последний побег был осужден еще на 3 года заключения и отправлен на Колыму. Во время Великой Отечественной войны Дворецкий подал 6 заявлений с просьбой об отправке на фронт, но его не отпустили. На Колыме Дворецкий «работал как все — землекопом, слесарем, возчиком, статистиком, трактористом, рыбаком, грузчиком, а последний год руководителем лагерной агитбригады».
В 1946 Дворецкий был амнистирован. Вернулся в Иркутск, работал на хозяйственной работе, затем три года в газете. Восточно-Сибирского военного округа «Советский боец». 2 года заочно учился на филологическом факультете Иркутского университета. Первая публикация состоялась в 1949. В том же году Дворецкий участвовал в творческой конференции молодых писателей Иркутской обл. К этому был приурочен выпуск местным отделением СП его машинописного сборника рассказов, написанных в 1947-49. В них Дворецкий писал о том, что видел в корреспондентских поездках.
В 1952 вышла повесть Дворецкого «Тайга весенняя» о сибирском леспромхозе, в 1954 — книга рассказов «Полноводье».
С 1955 Дворецкий — член СП СССР. Он переехал в Москву, учился на Высших литературных курсах вместе с Кулиевым, Аграновским, Айтматовым, Падериным и др.
В 1956-1959 в центральных журналах публиковались очерки Дворецкого о строительстве Братской ГЭС.
В 1957 в «Молодой гвардии» была напечатана во многом автобиографическая повесть «Командировка».
В 1958 Дворецкий получил заказ на пьесу от московского Театра им. А.С.Пушкина.
27 окт. 1959 состоялась премьера пьесы «Трасса» в Ленинграде, в БДТ им. А.М.Горького. Днем позже прошла премьера в Москве. Так Дворецкий стал драматургом.
В 1964 Дворецкий переехал в Ленинград.
В 1967 по заказу ТЮЗа (Театр юного зрителя) написал пьесу о школьниках «Мужчина семнадцати лет», которая пользовалась большим успехом. В то же время «Ленфильм» заказал Дворецкому сценарий. «Инженер» — так Дворецкий назвал его — был написан, но студия им не занималась. Театр им. Ленсовета предложил Дворецкому переделать сценарий для театральной сцены. Так родилась самая известная пьеса Дворецкого — «Человек со стороны» (1971), положившая начало т.н. «социологической драме». В «Человеке со стороны» Дворецкий вывел на сцену нового героя — человека начала 1970-х, полностью подчинившего себя делу, которым он занят.
«Человек со стороны» стал в творчестве Дворецкого переломной пьесой. Дальнейшая эволюция героя его драматургии идет от максималиста, требующего полного подчинения делу («Человек со стороны»), к максималисту, воспринимающему дело как часть жизни, а не жизнь как жертву делу. Такой герой живет в согласии с самостоятельно выработанными правилами жизни, но стремясь понимать окружающих («Ковалева из провинции», 1973; «Проводы», 1975; «Веранда в лесу», 1977; «Директор театра», 1984; «Члены общества кактусов», 1986). Возможно, на такую эволюцию героев Дворецкого в какой-то мере оказало влияние руководство созданной им драматургической мастерской, из которой вышли С.Злотников, А.Галин, Л.Разумовская, А.Соколова, А.Кургатников и другие — драматурги «новой волны», сосредоточившиеся на частной, личной жизни своих персонажей.
Последней пьесой Дворецкого стала «Колыма», увидевшая свет уже после смерти автора. Первый вариант пьесы был написан еще в начале 1960-х.
В 1987, значительно изменив пьесу по форме, Дворецкий создал вторую редакцию. В ней наши современники репетировали пьесу о Колыме на сцене народного театра, пытаясь одновременно понять характеры своих героев и объяснить себе и зрителям, людям конца 1980-х, смысл жизни в тяжкое и страшное время. Эти попытки помогали им разобраться в собственной жизни.
Дворецкий не создал того драматургического единства, которое можно было бы назвать театром Дворецкого. Но он создал своего героя — человека, который под разными именами переходил из одной пьесы в другую, меняясь вместе со временем и своим создателем.
Соч.:
Веранда в лесу: пьесы. Л., 1986;
Члены общества кактусов: Трагикомические диалоги // Звезда. №10;
Колыма: Героическая хроника // Нева. №12;
Колыма: Героическая хроника // Современная драматургия. 1988. № 1.
Лит.:
Чепуров Ан. Игнатий Дворецкий: Драматург и его дело. Л., 1989;
Голикова Н. Анемподист, где ты? Эволюция производственной пьесы в творчестве И. Дворецкого // Современная драматургия. 1987. №4.
О.И.Козлова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|