|
Куваев Олег Михайлович
[12.8.1934, ст.Понашрево Костромской обл.— 8.4.1975, г. Калининград Московской
обл.)
— прозаик.
В 1958 окончил Московский геологоразведочный институт. Работал в геологических
партиях на Севере: «На Чукотке с 1957 года. Начал коллектором в бухте
Провидения — Заливе Креста. Затем начальником отряда на Ичувееме, где сейчас
прииск "Быстрый". Затем начальником партии на Чауне и острове Айон. Где был?
Проще сказать — "везде"» (Из писем А.Мифтахутдинову // Правила бегства. С.8).
Впечатления от героики и романтики трудовых будней Севера нашли отражение в
творчестве Куваева. Печататься начал с 1962 — чаще всего в журнале «Вокруг
света». Герои его ранних рассказов и повестей — люди одухотворенные, мечтатели
и романтики, труженики-первопроходцы, осваивающие и отвоевывающие ископаемые
богатства земных недр Крайнего Севера (сб. «Зажгите костры в океане», 1964;
«Чудаки живут на Востоке», 1965; «Весенняя охота на гусей», 1967; «Птица
капитана Росса», 1970; «Тройной полярный сюжет», 1973).
По мнению самого автора, лучшие ранние рассказы — «Через триста лет после
радуги», «Чуть-чуть невеселый рассказ» и «Два выстрела в сентябре», повести —
«Весенняя охота на гусей» и «Азовский вариант». Все остальное относил «не к
прозе, а к беллетристике».
Куваев рано начал сотрудничество с кино и телевидением. Начало положила работа
над документальными лентами. Для объединения географических фильмов был снят
цветной фильм «Люди тундры и моря». Был подготовлен сценарий по повести
«Азовский вариант» (в соавторстве с реж. А.Салтыковым); была снята лента по
рассказу «Берег принцессы Люськи» и фильм по повести «Птица капитана Росса».
Однако к работе в кино и на телевидении Куваев относился без страсти и
увлечения, считая профессию сценариста в большей степени ремеслом, прозу же —
требующей литературного таланта.
Этапным и самым значительным произведением Куваева стал роман «Территория»
(1974), над которым художник работал долго и тщательно. К 1970, когда роман еще
только готовился к изданию, существовало более 6 редакций; менялось название,
которому автор придавал большое значение: первые варианты — «Там, за холмами»,
«Серая река». Тематически «Территория» примыкала к т.н. производственной прозе,
однако сюжетно-композиционный стержень романа составили не проблемы
научно-технического прогресса, а проблемы нравственные. «Производственных
романов много. Отличие моего, что герои его веруют еще и в свой образ жизни как
единственно правильный». События романа связаны с историей открытия
золотоносной провинции. Внутреннее содержание «Территории» — это история о
людях, для которых «работа стала религией. Со всеми вытекающими отсюда
последствиями: кодексом порядочности, жестокостью, максимализмом и божьим
светом в душе» (Правила бегства. С. 10).
Второй и последний роман Куваева «Правила бегства», законченный к началу 1975,
был «завещан» Магаданскому книжному издательству, где и был опубликован в 1980;
он также посвящен золотоискателям.
Соч.:
Территория: роман. М., 1979;
Правила бегства: романы. Магадан: Магаданское книжное издательство, 1980.
Лит.:
Золотусский И. Песнь железной необходимости // Дружба народов. 1974. №8;
Андреев Ю. Три маршрута по «Территории» Олега Куваева // Октябрь. 1977. №1;
Мифтахутдинов А. Звание российского литератора обязывает...: Уроки Куваева //
Куваев О. Правила бегства. Магадан, 1980.
О.В.Богданова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|