Куваев Олег Михайлович [12.08.1934-08.04.1975]

Куваев Олег Михайлович
       [12.8.1934, ст.Понашрево Костромской обл.— 8.4.1975, г. Калининград Московской обл.)
       — прозаик.
       В 1958 окончил Московский геологоразведочный институт. Работал в геологических партиях на Севере: «На Чукотке с 1957 года. Начал коллектором в бухте Провидения — Заливе Креста. Затем начальником отряда на Ичувееме, где сейчас прииск "Быстрый". Затем начальником партии на Чауне и острове Айон. Где был? Проще сказать — "везде"» (Из писем А.Мифтахутдинову // Правила бегства. С.8).
       Впечатления от героики и романтики трудовых будней Севера нашли отражение в творчестве Куваева. Печататься начал с 1962 — чаще всего в журнале «Вокруг света». Герои его ранних рассказов и повестей — люди одухотворенные, мечтатели и романтики, труженики-первопроходцы, осваивающие и отвоевывающие ископаемые богатства земных недр Крайнего Севера (сб. «Зажгите костры в океане», 1964; «Чудаки живут на Востоке», 1965; «Весенняя охота на гусей», 1967; «Птица капитана Росса», 1970; «Тройной полярный сюжет», 1973).
       По мнению самого автора, лучшие ранние рассказы — «Через триста лет после радуги», «Чуть-чуть невеселый рассказ» и «Два выстрела в сентябре», повести — «Весенняя охота на гусей» и «Азовский вариант». Все остальное относил «не к прозе, а к беллетристике».
       Куваев рано начал сотрудничество с кино и телевидением. Начало положила работа над документальными лентами. Для объединения географических фильмов был снят цветной фильм «Люди тундры и моря». Был подготовлен сценарий по повести «Азовский вариант» (в соавторстве с реж. А.Салтыковым); была снята лента по рассказу «Берег принцессы Люськи» и фильм по повести «Птица капитана Росса». Однако к работе в кино и на телевидении Куваев относился без страсти и увлечения, считая профессию сценариста в большей степени ремеслом, прозу же — требующей литературного таланта.
       Этапным и самым значительным произведением Куваева стал роман «Территория» (1974), над которым художник работал долго и тщательно. К 1970, когда роман еще только готовился к изданию, существовало более 6 редакций; менялось название, которому автор придавал большое значение: первые варианты — «Там, за холмами», «Серая река». Тематически «Территория» примыкала к т.н. производственной прозе, однако сюжетно-композиционный стержень романа составили не проблемы научно-технического прогресса, а проблемы нравственные. «Производственных романов много. Отличие моего, что герои его веруют еще и в свой образ жизни как единственно правильный». События романа связаны с историей открытия золотоносной провинции. Внутреннее содержание «Территории» — это история о людях, для которых «работа стала религией. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: кодексом порядочности, жестокостью, максимализмом и божьим светом в душе» (Правила бегства. С. 10).
       Второй и последний роман Куваева «Правила бегства», законченный к началу 1975, был «завещан» Магаданскому книжному издательству, где и был опубликован в 1980; он также посвящен золотоискателям.

Соч.:
       Территория: роман. М., 1979;
       Правила бегства: романы. Магадан: Магаданское книжное издательство, 1980.

Лит.:
       Золотусский И. Песнь железной необходимости // Дружба народов. 1974. №8;
       Андреев Ю. Три маршрута по «Территории» Олега Куваева // Октябрь. 1977. №1;
       Мифтахутдинов А. Звание российского литератора обязывает...: Уроки Куваева // Куваев О. Правила бегства. Магадан, 1980.

О.В.Богданова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:26 UTC