AZ-libr.ру

информационный портал





Поселянин Евгений Николаевич [03.05.1870-13.02.1931]

Поселянин Евгений (настоящее имя Евгений Николаевич Погожев)
       [21.4(3.5).1870, Москва — 13.2.1931, Ленинград]
       — прозаик и публицист.
       Родился в семье врача, личного дворянина. Окончил в Москве Лицей им. цесаревича Николая и юридический факультет университета (1892). Писать и публиковаться начал в студенческие годы. Летом 1888 побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном великого старца Амвросия (Гренкова), который благословил его писать «в защиту веры, Церкви и народности». Был также знаком с др. известным старцем — Варсонофием (Плиханковым), ценившим его талант и говорившим: «Погожее — художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях» (Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. М.; Рига, 1995. С.13). Оптиной пустыни и ее подвижникам Поселянин посвятил задушевные страницы («Праведник нашего времени Оптинский старец Амвросий», 1907; «Русская Церковь и русские подвижники Х1Х-го века», 1901; «Леонтьев в Оптиной», 1911).
       Поселянин был высокообразованным человеком, дружил и переписывался с философами П.Е.Астафьевым, К.Н.Леонтьевым и В.В.Розановым (тот называл Поселянина «замечательной личностью»), глубоко интересовался изящной словесностью (написал уже на 1-м курсе статью о поэте А.Н.Майкове) и искусством (очень ценил В.М.Васнецова), владел несколькими иностранными языками, встречался со многими выдающимися современниками. Вместе с профессором А.И.Введенским, епископом Никоном (Рождественским), М.А.Новоселовым он участвовал в религиозных собраниях у Л.А.Тихомирова, редактора «Московских ведомостей» и известного теоретика монархизма.
       С конца XIX в. Поселянин трудился в Петербурге, активно сотрудничая в известных духовных журналах: «Русский паломник», «Странник», «Миссионерское обозрение», «Церковные ведомости». Охотно печатали его и популярные светские газеты: «Новое время», «Московские ведомости» и др. Собирая материал, Поселянин много ездил по святым местам России и расспрашивал о местных преданиях и праведниках.
       Старец Варсонофий советовал Поселянин поступить в монастырь, но тот остался в миру. Брак Поселянина в 1904 с дочерью филолога Я.К.Грота Наталией был неудачным, через полгода семья распалась. Вторым браком писатель был женат на Анне Владимировне Симанской, сестре будущего Патриарха Алексия I, которая после гибели Поселянин и окончания Великой Отечественной войны постриглась в монашество в киевском Покровском монастыре.
       Как православный христианин, Поселянин с горечью писал о состоянии преобладающего большинства тогдашней русской интеллигенции: «Сколько книг, сколько органов печати, где все из области религии широко подводится под презренную кличку "суеверий"... сплошной почти пример безверия "интеллигенции"...» Несмотря на свои симпатии к христианскому социализму писатель всегда держался не только традиционного православия, но и охранительно-монархических взглядов, которые проявились уже в ранние студенческие годы («Перед годовщиной 17 октября в Москве», 1889).
       Поселянин, несомненно, был одаренным популяризатором-апологетом, старавшимся познакомить современников с житиями знаменитых подвижников (он обработал и переложил «Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского»), святых отроков («Святая юность», 1915) и святых воинов («Сказание о святых вождях Земли Русской», 1900), прежде всего изображая их «не со стороны историко-общественного значения, а со стороны их нравственной крепости...». Хорошо владея «церковным» стилем, писатель умел доступно излагать сложные богословские понятия, красочно живописать стародавние события и создавать в импрессионистической манере запоминающиеся портреты своих героев. Правда, он в спешке не всегда отделывал свои произведения, отчего в них подчас заметны велеречивость и сентиментальность.
       Немало страниц Поселянин посвятил чтимым на Руси иконам, отечественной церковной истории, православным святыням («Святыни Земли Русской», 1899; «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон», 1903; «Герои и подвижники лихолетья XVII века», 1912). Много и охотно писал Поселянин для юношества в житийном, историческом и катехизическом жанре, опираясь на воспитательные традиции русской детской литературы и увиденные в жизни примеры («Иосаф-царевич», 1904; «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская Земля», 1904; «Задушевные беседы», 1915). Лучшие произведения Поселянина посвящены размышлениям об истинах веры и опыте жизни в Церкви, наблюдениям над религиозными идеалами нашего народа и их претворением в истории, а также нравственно-психологическому обоснованию православия. Эти сочинения отличаются тонкими и выразительными наблюдениями.
       Во время Первой мировой войны Поселянин служил в канцелярии военного министра и писал репортажи о подвигах русских солдат («Из жизни наших героев-воинов», 1916), продолжая печататься в православной периодике. После 1917 популярнейший автор был обречен на полное молчание до конца дней (если не считать работы о Пушкине «Отравленный Пушкин»). На жизнь, начиная с 1922, писатель зарабатывал частными уроками. В ночь на 12 апр. 1924 его с группой «бывших» арестовали в Ленинграде и, обвинив в «организации монархической группировки», на 2 года выслали в Ангарский край (Богучаны, Гольтявино, Канск).
       Вернувшись из ссылки, Поселянин оставался на свободе 5 лет и в дек. 1930 был снова арестован по «делу Преображенского собора» в Ленинграде, которое заключалось в обращении прихожан (в их числе Поселянин) к эмигрантам, служившим в Преображенском полку, с просьбой о помощи в ремонте храма. Поселянин держался на допросах очень мужественно. Как показывают материалы следственного дела, палачам не удалось заставить Поселянин отказаться от православия и монархических убеждений. Приговор Поселянина к расстрелу был приведен в исполнение в подвале здания ОГПУ на Шпалерной ул. Место, где похоронен Поселянин, пока остается неизвестным. Из вынужденного забвения имя Поселянин начало выходить только с 1990, и сегодня книги даровитого духовного писателя возвращены читающей России.

Соч.:
       Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местночтимых иконах Божией Матери. М., 1991; 1995;
       Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. Сергиев Посад, 1991;
       Святая юность: Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых. М., 1994;
       Сказание о святых вождях Земли Русской // Роман-газ. 1994. №13-14;
       Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская Земля. СПб., 1994;
       Под благодатным небом: Один за всех (о преп. Сергии Радонежском). СПб., 1994;
       Идеалы христианской жизни. СПб., 1994; 2005;
       На молитве. М., 1996;
       Душа перед Богом. СПб., 1996;
       Судьбы царевы. СПб., 2001;
       Русские подвижники XIX века. М., 2004.

Лит.:
       Антонов В.В. Его знала вся Россия // Роман-газета. 1994. №13-14;
       Стрижев А.Н. Свидетель благочестия: Духовный писатель Евгений Поселянин // Москва. 2001. №1.

В.В.Антонов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:14 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"