|
Инбер Вера Михайловна
[28.6(10.7).1890, Одесса —11.11.1972, Москва]
— поэт, прозаик, журналист.
Отец возглавлял научное издательство «Матезис» («Математика»), в работе которого участвовали профессора Одесского университета. Мать — педагог, преподаватель русского яз. По окончании гимназии Инбер училась на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в Одессе. В 1910 начала печатать стихи в одесских газетах, в 1912 — поэтический дебют в журнале «Солнце России».
Несколько лет лечилась и жила в Швейцарии и Париже, где и выпустила первую книгу стихов «Печальное вино» (1914). Р.Иванов-Разумник отметил в ней игрушечную жеманность, а А.Блок нашел в «Печальном вине» горечь полыни, порой настоящую. Вернувшись в Россию за месяц до Первой мировой войны, Инбер живет в Москве, затем в Одессе, печатается в газете «Московский вечерний час», в «Весеннем салоне поэтов». В Одессе выступает в литературно-артистическом клубе со стихами, с докладами «О Париже», «О бельгийском искусстве». Строки Инбер поет популярная эстрадная певица Иза Кремер. Инбер в Одессе также работает в театре — пишет пьесы, выступает и как актриса.
В 1917 в Петрограде выходит вторая книга стихов Инбер «Горькая услада», в 1922 в Одессе — третья книга стихов «Бренные слова».
В 1922 окончательно переезжает в Москву; 1920-е — расцвет прозы Инбер. Рассказы и очерки печатаются в газетах Москвы, в журналах «Огонек», «30 дней», «Красная нива», «Прожектор». В середине 1920-х Инбер входит в литературный центр конструктивистов. Одно из широко известных произведений — стих, о смерти В.И.Ленина «Пять ночей и дней» (1924)
В журналистике Инбер — меткость наблюдений, ненавязчивое остроумие, движение мысли, точный сюжет. Как вспоминали современники, став москвичкой, влюбленной в свой город, Инбер неутомимо изучала столицу, вглядываясь в лица и души людей. Для автобиографической повести «Место под солнцем» (1928) характерны не только искренность беседы с читателем, но и дневниковая непосредственность изложения. В очерке Инбер «От хорошей жизни» рассказывается о том, как летом 1925 Авиахим организовал два агитоблета, и Инбер полетела по северному маршруту.
В начале 1930-х Инбер можно было видеть в шахте строящегося Московского метрополитена в каске и горняцкой робе. Отвечая на анкету журнала «Какой нам нужен писатель?», Инбер сообщала «Путем личных наблюдений я хорошо изучила ламповый отдел на электрозаводе, в частности, вакуумный цех» (На литературных посту. 1931. №6. С.45). Расширяются маршруты творческих поездок по стране.
В 1926-1927 вышли книги стихов «Мальчик с веснушками», «Сыну, которого нет». Среди сборников стихов 1930-х — «Стихи» (1932), «Избранные стихи» (1933), «Переулок моего имени» (1935). Стурдзовский переулок в Одессе, где жила Инбер, назван ее именем.
Еще в 1920-е Инбер как корреспондент посетила Бельгию, Германию, Францию, написала книгу очерков «Так начинается день», путевые записки «Америка в Париже».
В 1924-1934 Инбер в Западную Европу выезжает трижды. Но особенно много путешествует по своей стране. Пишет об Узбекистане — «Весна в Самарканде», «Преступление Норбиби», «Воспоминание об Узбекистане» В посвященном Грузии «Путевом дневнике» (1939), который был любимым произведением автора,— раздумья о жизни, об истории и культуре Грузии, о свершенных преобразованиях на фоне словно омытых чистым воздухом южных гор.
В 1930-е Инбер расширяет и свой жанровый диапазон. Создает новые тексты либретто оперы Д.Верди «Травиата» и оперетты Р.Планкета «Корневильские колокола». Публикует комедию в стихах «Союз матерей» (1938). Поэма «Овидий» (1939) — произведение философского плана, в котором воссоздан быт Древнего Рима и осмыслена рассказанная Овидием судьба Фаэтона — сына Зевса. Автор сближает Фаэтона с Икаром, придает ему и черты Прометея: Фаэтон выступает против несправедливости богов.
Во время Великой Отечественной войны Инбер находится в осажденном Ленинграде. Выступает в газете «Ленинградская правда», по радио, на митингах, на заводах, в школах, в воинских частях, на линии фронта, на кораблях. «Моряки Балтики, как и все ленинградцы, полюбили творчество этой маленькой смелой женщины... Она была крепко сложенной, собранной, энергичной, подвижной, постоянно соблюдала высокую дисциплину труда, даже в тяжких блокадных условиях» (Азаров Вс. Ветры нашей молодости. Л., 1987. С.229). Вс.Вишневский записал в дневник осенью 1942: «Заходила Вера Инбер с мужем. Она была в Кронштадте, провела двенадцать выступлений, устала. Рассказывала морякам об Одессе, о своем пути, о своем творчестве. Моряки в ответ: "Вот наша одесская мама!"» (Вишневский Вс. СС: в 5 т. М., 1956. Т.3. С.604).
Героическая стойкость ленинградцев во время блокады — основная тема стихов и прозы Инбер военных лет. Не обладая каким-либо фронтовым опытом, Инбер сумела найти точные и впечатляющие слова для передачи событий жестокой и кровавой борьбы. Облик фронтового города запечатлен в стихах «Трамвай идет на фронт», «Заботливая женская рука», «На врага» и др. Написала Инбер и ряд очерков, которые были опубликованы в отечественной и зарубежной печати. В послевоенные десятилетия постоянно вспоминали работу Инбер в блокадном Ленинграде: «Наш старший товарищ» Е.Долматовского (Известия. 1965. 10 июля); «Отсюда передачи шли на город...» А.Половникова (Нева. 1965. №5); «Присягаем победой!» А.Павловского (Нева. 1975. №5).
Основными произведениями того времени стали ленинградский дневник «Почти три года» и поэма «Пулковский меридиан». Работа над поэмой была начата в окт. 1941, ее главы принадлежат к наиболее заметным явлениям поэтической публицистики. Автор передает трагизм блокадной жизни и личную скорбь о своем маленьком внуке, погибшем в эвакуации, как выражение скорби о маленьких ленинградцах, не переживших блокаду. Своеобразием блокадной жизни рождены и сравнения, щедро рассыпанные в поэме: луч прожектора уподобляется грозно поднятой руке, Ладога, по которой доставляли продовольствие Ленинграду,— птице, кормящей своих детей, булькающий (после долгого зимнего морозного молчания) водопроводный кран — весеннему соловью. «Пулковский меридиан» в отличие от ряда предшествующих произведений Инбер написан с большим пафосом. Наряду с четкой прорисовкой деталей поэма отличается и аллегорической образностью.
Работа над поэмой продолжалась и после выхода в 1943 первого ее издания. «Пулковский меридиан» пользовался большой популярностью, А.Фадеев сказал о нем: «Это прекрасно... Это на века!» (Резник О.— С.43). Находили читательский отклик и другие произведения Инбер военных лет: «Душа Ленинграда» (1942), «О Ленинграде» (1943), «О ленинградских детях» (1942). Работа Инбер была еще во время войны высоко оценена в статьях В.Гусева «В боевом походе» (Правда. 1942. 19 окт.), И.Эренбурга «В боевом порядке» (Знамя. 1943. № 5-6), Г.Макогоненко «Ленинградская тема» (Знамя. 1945. №1), в послевоенных статьях К.Зелинского «Вера Инбер» (Октябрь. 1946. №5), А.Фадеева «Советская литература» (Культура и жизнь. 1946. 20 дек.).
Энергичная творческая работа продолжалась и после войны. Своеобразный тематический цикл стихов и прозы составили очерк «Три недели в Иране» (1946), очерк об Узбекистане «На линии воды» (1951), книга стихов «Путь воды» (1951). Выходят ретроспективные книги «Как я была маленькая» (1954), «Вдохновение и мастерство» (1957), в 1960 выходит книга «Апрель», посвященная ленинской теме.
В 1962 умерла дочь Инбер — Жанна Гаузнер, талантливая писательница, автор повестей «Я увижу Москву», «Мальчик и небо». Преодолевая горе, И. работает над новыми книгами: «За много лет» (1964), «Страницы дней перебирая...: Из дневников и записных книжек» (1967).
В 1965-1966 Инбер избирается членом правлений СП РСФСР и СССР, председателем секции поэзии СП СССР, председателем комиссии по узбекской литературе при СП СССР, работает членом редколлегии журнала «Знамя», переводит стихи Т.Шевченко, М.Рыльского, Я.Райниса, П.Элюара, Ш.Петефи, И.Бехера, Д.Унгаретти.
В 1971 выходят две итоговые книги: «Анкета времени. Избранные стихи» и «Избранная проза». К 40-летию Победы в 1985 ленинградский дневник Инбер «Почти три года» был переведен в Великобритании и США. Публикуются воспоминания Инбер о М.Рыльском, М.Пришвине, А.Толстом. В год 90-летия Инбер вспоминали: «Вера Михайловна Инбер писала о своей жизни: "...Это настоящая жизнь, за которую мне не будет стыдно в день смерти..." На такие слова писательница имела полное право...» (Вечная молодость сердца // Знамя. 1980. №7. С.243).
Соч.:
СС: в 4 т. М., 1965-66;
Избранные произведения: в 3 т. М., 1958;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1955;
Страницы дней перебирая...: Из дневников и записных книжек. М., 1977;
Стихотворения. Пулковский меридиан. Почти три года. Место под солнцем. М., 1981;
Пальмовая ветвь, залитая кровью // Звезда. 1982. №2;
Словно старого друга встретил! // Вопросы литературы. 1984. №5;
Воспоминания об А.Н.Толстом. М., 1982. С.139-144;
Воспоминания о М. Рыльском. М., 1984. С.342-346;
Воспоминания о Михаиле Пришвине. М., 1991. С.274-275;
Иду на почту // Гимн любви. М., 1991. Т.1. С.265-264.
Лит.:
Гринберг И. Вера Инбер. М., 1961;
Макаров А. Человеку о человеке. М., 1971. С.197-238;
Дмитриева Ц. Поэт и время // Инбер В. Анкета времени. М., 1971. С.5-20;
Бать Л. Незабываемые встречи. М., 1972. С.82-97;
Тихонов Н. Большая судьба // Инбер В. Душа Ленинграда. Л., 1979. С.324-331;
Егорова Л. Подвиг русских писателей // Вопросы литературы. 1982. №12;
Резник О. Экраны памяти. М., 1985. С.5-54;
Каленкова О. Ранняя лирика Веры Инбер // Русский язык в национальной школе. 1990. №7;
Либединская Л. О Вере Инбер... // 24 часа. 1997. №9;
Либединская Л. О Вере Инбер // Александровская слобода. Александров, 1998. С.194-204;
Старшинов Н. Что было, то было...//Поэзия. 1999. №1.
В.А.Шошин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|