|
Дубов Николай Иванович
[22.10(4.11).1910, Омск - 24.5.1983, Киев]
— прозаик.
Родился в семье рабочего. Еще на паровозоремонтном заводе, куда поступил после
окончания школы (1930), начал писать корреспонденции в местную газету, стал ее
сотрудником, а впоследствии — редактором. Во время Великой Отечественной войны
работал на оборонном предприятии, затем вернулся к журналистике. Начатая им еще
в 1945 повесть «У отдельно стоящего дерева», посвященная судьбе советских
военнопленных, по обстоятельствам времени не могла появиться в печати и, в
доработанном виде, опубликована лишь в 1966.
Дубов дебютировал в литературе пьесами «У порога» (1949) и «Наступает утро»
(1950), а вскоре стал писать для детей. Первая его книга «На краю земли» (1951)
чрезмерно перегружена событиями и назидательными рассуждениями взрослых
персонажей, введенных в повесть согласно насаждавшемуся в ту пору
издательствами и критикой «штатному» расписанию, на что Дубов жаловался в
выступлении на Всесоюзном совещании по детской литературе (1952): «Педагоги
требуют, чтобы в книге была школа и обязательно образ безукоризненного
учителя... пионервожатые — чтобы была пионерская организация и образ совершенно
безупречного пионервожатого; профсоюзные деятели — чтобы была профорганизации и
профработник...».
Однако уже следующая повесть Дубова «Огни на реке» (1952) несравненно более
самостоятельна. Само название книги, рассказывающей о недолгом, но оказавшемся
для мальчика Кости крайне важным пребывании в семье дяди-бакенщика, имеет
определенный символический смысл: в образе Ефима Кондратьевича и подобных ему
тружеников воплощены нравственные ориентиры, исподволь становящиеся путеводными
для юного героя. И в последующем творчестве Дубова «основным» все отчетливее
делается, говоря его собственными словами, «процесс кристаллизации нравственных
критериев и устоев... процесс становления личности». Наиболее подробно он
прослежен в повестях «Сирота» (1955) и «Жесткая проба» (I960), впоследствии
объединенных в романе «Горе одному» (Государственная премия СССР, 1970). По
сравнению с Лешкой Горбачевым прежние герои Дубова выглядят счастливчиками.
Сиротство, бродяжничество, суровая школа детдома, наконец, ранняя трудовая
жизнь сталкивают Лешку с самыми разными людьми, заставляют переживать горестные
разочарования в друзьях и в тех взрослых, кто сначала был для него образцом.
Один из немногих в тогдашней детской литературе, Дубов изобразил затяжной
драматический конфликт своего героя с демагогами, ревнителями дутых успехов и
показного благополучия.
Но наибольшей художественной выразительности главная тема Дубова достигнута в
повестях «Мальчик у моря» (1963) и «Беглец» (1966). Название первой из них
снова, как и «Огни на реке», может быть истолковано символически: очутившись в
рыбацкой артели, Сашук живо воспринимает и красоту природы, и «море» самой
жизни. Оно открывается ему не только в праздничных картинах ладного труда, но и
в первых долетающих до него тяжелых и горьких «брызгах» сложных взаимоотношений
и неурядиц между людьми. В еще более жестоких обстоятельствах происходит
повзросление Юрки («Беглец»). Судьба подростка, из тех, кого принято именовать
«трудными», живущего в духовно убогой среде, неожиданно пересекается с внешне
благополучным существованием приезжего «отпускника», архитектора Виталия
Сергеевича. Ставший для мальчика предметом восторженного обожания и в самом
деле умный, душевный человек, он, как выясняется, и есть истинный беглец — от
жизни и борьбы за свои убеждения и любовь. «Неудача» же бегства самого Юрки от
опостылевшей ему семьи (он отказывается от своего замысла, узнав, что
измучивший всех ложью и пьяными выходками отец ослеп) обнаруживает в
«недоразвитом», грубоватом подростке чувство долга, сострадание к матери и
младшим братьям.
Менее удачен роман Дубова «Колесо Фортуны» (1978), продолжающий
«приключенческую» линию его творчества и связанный общими героями и местом
действия с более ранней повести «Небо с овчинку» (1963). Детективный сюжет,
завязывающийся с появлением в украинском селе американского туриста (на самом
деле эмигрировавшего после революции местного помещика Ганыки), довольно
искусственно сочетается с повествованием о событиях из эпохи Екатерины II.
Повесть Дубова «Родные и близкие» (1979) рассказывает о семье, испытавшей и все
тяготы войны и последующих лет, и возникшие в более поздние времена между ее
членами расхождения во взглядах на жизнь и в нравственных принципах. Среди
критических и публицистических выступлений Дубова выделяется одна из первых в
советской печати статья на экологическую тему «Как гибнет море» (Новый мир.
1956. №6). Дубов перевел на русский язык известную книгу польского автора
Я.Парандовского «Мифология».
Соч.:
Повести. М., 1960;
Горе одному: роман. М., 1970;
СС: в 3 т. М., 1970-71.
Лит.:
Разгон Л.Э. Мир, в котором дети не гости: Очерк творчества Николая Дубова. М.,
1969; 2-е изд. М., 1972;
Ивич А. Дубов // Природа. Дети (Пришвин. Паустовский. Дубов. Панова): Очерки.
2-е изд. М., 1980.
А.М.Турков
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|