|
Грязев Александр Алексеевич
[9.11.1937, ст. Лондоко Хабаровского края]
— прозаик, драматург, публицист.
Мать — крестьянка, отец из семьи ушел. Воспитывался в семье деда в с. Борок
Буйского р-на Костромской обл., откуда родом его родители и предки.
В 1955 Грязев окончил среднюю школу в г.Буй Костромской обл.
В 1956 призван в ряды Советской Армии и первые полгода проходил службу, работая
на уборке урожая на целинных землях Казахстана в Акмолинской области, за что
был награжден значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». Продолжил службу в
воздушно-десантных войсках.
После армии в 1960 поехал в Череповец, где по 1973 работал оператором
прокатного стана на металлургическом заводе. Заочно окончил в 1972 Московский
историко-архивный институт. Активно участвовал в танцевальной группе ансамбля
песни и танца металлургов, с которым гастролировал в Москве и за границей.
Первый рассказ Грязева «Домский мастер» («В кузнице») был опубликован в 1968 в
районной газ. Начинающий автор увлекся исторической темой, написал цикл
рассказов, которые представил в 1971 на областной семинар молодых вологодских
писателей. Их одобрили и посоветовали ему заняться литературным творчеством
серьезно. «Особенно перспективным мне кажется А.Грязев,— писал С.Шуртаков.— Он
работает в историческом жанре, хорошо чувствует время и художественно зримо
воссоздает его в своих рассказах» (Литературной газете. 1972. 12 янв.).
В 1973 молодой писатель переехал в Вологду и работал в газете «Красный Север»,
«Вологодский комсомолец», в гос. архиве, краеведческом музее, заведовал бюро
пропаганды художественной литературы.
В дек. 1976 в Вологодском областном драматическом театре была поставлена его
пьеса «Всего два дня...». Работа Грязева в театре получила положительные
отклики В.И.Белова и др. известных вологодских писателей.
Драматической основой пьесы «Всего два дня...» стал конфликт между начальником
цеха и старшим сварщиком. В основе его лежат не только производственные
отношения (в цехе происходит авария, в ликвидации которой ярче проявляются
характеры героев пьесы), но и нравственные коллизии, связанные с отношениями
двух земляков, молодых односельчан, приехавшим работать на завод. По-разному
они понимают такие понятия, как честность, порядочность, товарищество. Пьеса
заканчивается поражением беспринципного начальника, но вопросы, как и почему
так быстро укореняется зло в нашей жизни, у зрителей остаются.
В 1977 Грязев поступил учиться на Высшие театральные курсы при ГИТИСе в Москве
по специальности «драматургия». В дек. 1982 в Народном театре череповецких
металлургов была поставлена пьеса Грязева «Одиноким предоставляется общежитие».
Вновь в центре ее конфликтная ситуация, связанная с рабочим коллективом, с
буднями металлургов, приехавших из северных деревень и живущих в заводских
общежитиях.
Молодой драматург продолжал писать и прозу.
В 1981 вышла его первая книга «Подобру да поздорову». Наряду с одноименной
повестью книга включала в себя небольшие рассказы-зарисовки, жанр которых стал
в последующие годы особенно привлекать Грязева и вылился в большой цикл под
общим названием «Завязи». В свободной манере эссе прозаик высказывает
самобытные наблюдения над современностью, описывает свою жизнь, делится
впечатлениями от увиденного и прочитанного.
Тема прошлого родной земли все больше увлекает писателя. Во второй половине
1980-х Грязев выпустил две книги исторической прозы — «Чтобы свеча не угасла»
(1985) и «Отечески пенаты» (1989). История Русского Севера хранит в себе немало
ярких эпизодов, малоизвестных современному читателю. В жанре рассказа и
короткой повести писатель воссоздает картины прошлого, связанные с ключевыми
моментами отечественной истории. Это рассказ «Грех игумена» о снятии игуменом
Кирилло-Белозерского монастыря Трифоном с великого князя Василия Темного
крестоцеловальной клятвы Дмитрию Шемяке в отречении от власти, повесть «Русский
Сокол» о подвиге стрельца Ивана Соколова в годы нашествия на Русь польского
короля Стефана Батория, повесть «Отечески пенаты» о жизни и творчестве
Константина Батюшкова, уроженца Вологодской губ. и похороненного в местном
Спасо-Прилуцком монастыре. От произведений драматургии в исторической прозе
Грязева унаследовал стремление к острой интриге и напряженному действию,
связанному обычно с тем или иным эпизодом прошлого, который ставит вопрос
нравственного и морального выбора героев. Автор отдает предпочтение персонажам
героического плана, ярко выраженной патриотической направленности.
В 1990 в Вологде выходит новая книга исторических повествований Грязева «Грех
игумена». В 1992 она с включением дополнительных рассказов переиздается в
столичном издательстве «Патриот». «Появление сборника исторической новеллистики
"Грех игумена",— писал критик В.Юдин,— не ординарное явление в нашей прозе.
Явственно ощутимо эпическое мышление автора, тяготеющего к широкомасштабным
романным полотнам» (Красный Север. 1991. 23 апр.).
В 1991 Грязева принимают в СП России. В рекомендации В.Крупин писал: «Что
своего привносит он в литературу? Подобно лучшим представителям современной
русской прозы и драматургии, А.Грязев исследует непростые проблемы
современности, ищет корни причин несостоявшихся человеческих жизней, исследует
сложнейший вопрос оторванности людей от земли (пьеса "Одиноким предоставляется
общежитие"). Историческое образование, занятия историей благотворно сказываются
в творчестве А.Грязева. Знания эпохи, текстов летописей, былин у него настолько
обширны, что позволяют нам, читателям, не воображать эпоху, о которой пишет
А.Грязев, а видеть, насколько правдиво и точно она описана».
В 1993 Грязев был избран ответственным секретарем Вологодской писательской
организации. С перерывом на 4 года, когда организацию возглавлял Р.Балакшин, он
является руководителем областной организации и по настоящее время. В эти годы
он издает две книги исторических повестей и рассказов «Русский Сокол» (1999) и
«Расскажи мне про Париж» (1999), печатает свои произведения в журнале «Наш
современник», «Поле Куликово», «Дальний Восток», «Алтай», «Роман-журнал. XXI
в.». Тяготение к крупному эпическому жанру, о котором писали критики,
выразилось в создании им киноповести «Калифорнийская славянка» (2000).
Соч.:
Подобру да поздорову. Архангельск, 1981;
Чтобы свеча не угасла. Архангельск, 1985;
Отечески пенаты. М., 1989;
Грех игумена. М., 1992;
Расскажи мне про Париж. Вологда, 1999.
Русский Сокол // Роман-журнал. XXI век. 2000. №3;
Откровение Дионисия // Литературная Вологда: альм. Вып.1. Вологда, 2001;
Пора, Ваше величество! // Невский альманах. 2003. №4.
Лит.:
Оботуров В. Всего два дня // Красный Север. 1977. 6 янв.;
Белков В. Достоинство // Вологодский комсомолец. 1981. 16 сент.;
Елесин В. Грех игумена // Красный Север. 1990. 13 июля;
Юдин В. Любовь к родному пепелищу // Красный Север. 1991. 23 апр.;
Белков В. Новая книга Александра Грязева // Литературная Россия. 1993. 5 нояб.;
Смолин А. Люди Божьи // Автограф. 2001. №12;
Сазонов Г. Не надо кричать о любви к России // Континент. 2003. №5.
В.В.Дементьев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|