Грязев Александр Алексеевич [09.11.1937]

Грязев Александр Алексеевич
       [9.11.1937, ст. Лондоко Хабаровского края]
       — прозаик, драматург, публицист.
       Мать — крестьянка, отец из семьи ушел. Воспитывался в семье деда в с. Борок Буйского р-на Костромской обл., откуда родом его родители и предки.
       В 1955 Грязев окончил среднюю школу в г.Буй Костромской обл.
       В 1956 призван в ряды Советской Армии и первые полгода проходил службу, работая на уборке урожая на целинных землях Казахстана в Акмолинской области, за что был награжден значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». Продолжил службу в воздушно-десантных войсках.
       После армии в 1960 поехал в Череповец, где по 1973 работал оператором прокатного стана на металлургическом заводе. Заочно окончил в 1972 Московский историко-архивный институт. Активно участвовал в танцевальной группе ансамбля песни и танца металлургов, с которым гастролировал в Москве и за границей.
       Первый рассказ Грязева «Домский мастер» («В кузнице») был опубликован в 1968 в районной газ. Начинающий автор увлекся исторической темой, написал цикл рассказов, которые представил в 1971 на областной семинар молодых вологодских писателей. Их одобрили и посоветовали ему заняться литературным творчеством серьезно. «Особенно перспективным мне кажется А.Грязев,— писал С.Шуртаков.— Он работает в историческом жанре, хорошо чувствует время и художественно зримо воссоздает его в своих рассказах» (Литературной газете. 1972. 12 янв.).
       В 1973 молодой писатель переехал в Вологду и работал в газете «Красный Север», «Вологодский комсомолец», в гос. архиве, краеведческом музее, заведовал бюро пропаганды художественной литературы.
       В дек. 1976 в Вологодском областном драматическом театре была поставлена его пьеса «Всего два дня...». Работа Грязева в театре получила положительные отклики В.И.Белова и др. известных вологодских писателей.
       Драматической основой пьесы «Всего два дня...» стал конфликт между начальником цеха и старшим сварщиком. В основе его лежат не только производственные отношения (в цехе происходит авария, в ликвидации которой ярче проявляются характеры героев пьесы), но и нравственные коллизии, связанные с отношениями двух земляков, молодых односельчан, приехавшим работать на завод. По-разному они понимают такие понятия, как честность, порядочность, товарищество. Пьеса заканчивается поражением беспринципного начальника, но вопросы, как и почему так быстро укореняется зло в нашей жизни, у зрителей остаются.
       В 1977 Грязев поступил учиться на Высшие театральные курсы при ГИТИСе в Москве по специальности «драматургия». В дек. 1982 в Народном театре череповецких металлургов была поставлена пьеса Грязева «Одиноким предоставляется общежитие». Вновь в центре ее конфликтная ситуация, связанная с рабочим коллективом, с буднями металлургов, приехавших из северных деревень и живущих в заводских общежитиях.
       Молодой драматург продолжал писать и прозу.
       В 1981 вышла его первая книга «Подобру да поздорову». Наряду с одноименной повестью книга включала в себя небольшие рассказы-зарисовки, жанр которых стал в последующие годы особенно привлекать Грязева и вылился в большой цикл под общим названием «Завязи». В свободной манере эссе прозаик высказывает самобытные наблюдения над современностью, описывает свою жизнь, делится впечатлениями от увиденного и прочитанного.
       Тема прошлого родной земли все больше увлекает писателя. Во второй половине 1980-х Грязев выпустил две книги исторической прозы — «Чтобы свеча не угасла» (1985) и «Отечески пенаты» (1989). История Русского Севера хранит в себе немало ярких эпизодов, малоизвестных современному читателю. В жанре рассказа и короткой повести писатель воссоздает картины прошлого, связанные с ключевыми моментами отечественной истории. Это рассказ «Грех игумена» о снятии игуменом Кирилло-Белозерского монастыря Трифоном с великого князя Василия Темного крестоцеловальной клятвы Дмитрию Шемяке в отречении от власти, повесть «Русский Сокол» о подвиге стрельца Ивана Соколова в годы нашествия на Русь польского короля Стефана Батория, повесть «Отечески пенаты» о жизни и творчестве Константина Батюшкова, уроженца Вологодской губ. и похороненного в местном Спасо-Прилуцком монастыре. От произведений драматургии в исторической прозе Грязева унаследовал стремление к острой интриге и напряженному действию, связанному обычно с тем или иным эпизодом прошлого, который ставит вопрос нравственного и морального выбора героев. Автор отдает предпочтение персонажам героического плана, ярко выраженной патриотической направленности.
       В 1990 в Вологде выходит новая книга исторических повествований Грязева «Грех игумена». В 1992 она с включением дополнительных рассказов переиздается в столичном издательстве «Патриот». «Появление сборника исторической новеллистики "Грех игумена",— писал критик В.Юдин,— не ординарное явление в нашей прозе. Явственно ощутимо эпическое мышление автора, тяготеющего к широкомасштабным романным полотнам» (Красный Север. 1991. 23 апр.).
       В 1991 Грязева принимают в СП России. В рекомендации В.Крупин писал: «Что своего привносит он в литературу? Подобно лучшим представителям современной русской прозы и драматургии, А.Грязев исследует непростые проблемы современности, ищет корни причин несостоявшихся человеческих жизней, исследует сложнейший вопрос оторванности людей от земли (пьеса "Одиноким предоставляется общежитие"). Историческое образование, занятия историей благотворно сказываются в творчестве А.Грязева. Знания эпохи, текстов летописей, былин у него настолько обширны, что позволяют нам, читателям, не воображать эпоху, о которой пишет А.Грязев, а видеть, насколько правдиво и точно она описана».
       В 1993 Грязев был избран ответственным секретарем Вологодской писательской организации. С перерывом на 4 года, когда организацию возглавлял Р.Балакшин, он является руководителем областной организации и по настоящее время. В эти годы он издает две книги исторических повестей и рассказов «Русский Сокол» (1999) и «Расскажи мне про Париж» (1999), печатает свои произведения в журнале «Наш современник», «Поле Куликово», «Дальний Восток», «Алтай», «Роман-журнал. XXI в.». Тяготение к крупному эпическому жанру, о котором писали критики, выразилось в создании им киноповести «Калифорнийская славянка» (2000).

Соч.:
       Подобру да поздорову. Архангельск, 1981;
       Чтобы свеча не угасла. Архангельск, 1985;
       Отечески пенаты. М., 1989;
       Грех игумена. М., 1992;
       Расскажи мне про Париж. Вологда, 1999.
       Русский Сокол // Роман-журнал. XXI век. 2000. №3;
       Откровение Дионисия // Литературная Вологда: альм. Вып.1. Вологда, 2001;
       Пора, Ваше величество! // Невский альманах. 2003. №4.

Лит.:
       Оботуров В. Всего два дня // Красный Север. 1977. 6 янв.;
       Белков В. Достоинство // Вологодский комсомолец. 1981. 16 сент.;
       Елесин В. Грех игумена // Красный Север. 1990. 13 июля;
       Юдин В. Любовь к родному пепелищу // Красный Север. 1991. 23 апр.;
       Белков В. Новая книга Александра Грязева // Литературная Россия. 1993. 5 нояб.;
       Смолин А. Люди Божьи // Автограф. 2001. №12;
       Сазонов Г. Не надо кричать о любви к России // Континент. 2003. №5.

В.В.Дементьев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:25 UTC