|
Семёнова Ирина Семёновна
[22.5.1949, г.Волоколамск Московской обл.]
— поэт.
Отец — военнослужащий, мать — медсестра военного госпиталя.
С 1961 живет в Орле. Окончила орловское музыкальное училище по классу
фортепьяно. Работала преподавателем музыки в пос.Кромы Орловской обл., в Орле.
В начале 1970-х несколько лет училась в Академии художеств в Ленинграде
(факультет теории и истории искусств), красота города произвела на Семёнову
огромное впечатление и утвердила намерение стать поэтом. Стихи пишет с 10 лет,
первая публикация состоялась в 1975 в молодежной газете «Орловский комсомолец».
Печаталась в коллективном сборнике «Орловские дали», антологии «Молодые
голоса», альманахе «Поэзия», журнале «Студенческий меридиан», газете
«Московский комсомолец». Первые поэтические сборники Семёновой «Полей неброские
цветы» и «Звезды в буране» вышли с предисловием Н.Старшинова в 1984.
В 1991 принята в СП России.
Многообразие поэтических тем и настроений в творчестве Семёновой скрепляется
темой природы, которую можно считать важнейшей в творчестве поэтессы. Природа
понимается Семёновой максимально широко и вместе с тем очень конкретно. Это
надличная сила, препятствующая стремлениям человека и указывающая на его
смертность. Она нередко отождествляется с судьбой, но всегда получает
конкретное воплощение, «материализуясь» в поэтические образы «вздыбленного
моря», всеохватного пространства, «несгибаемых темных вершин» («Стою на диком
косогоре», «Много смысла в бессильном порыве»). В то же время природа — это и
родная земля, узнаваемый пейзаж среднерусской полосы России, малой родины
поэтессы и постоянного предмета размышлений ее лирической героини, фон, на
котором разворачиваются события ее душевной жизни («Пока часы плывут в моих
глазах», «Роща на взгорье, резные оконца», «Ветвей раздув косматую чадру» и
др.). Вместе с тем именно через окружающий мир, внимание к его деталям,
любовное его разглядывание поэтесса постигает суть интимных событий. Изменения,
ежеминутно происходящие в природе, указывают на неизменную суть вещей. «Не зима
прошла — столетье! / Из-под полога весны / В каждом синеньком соцветье / Корни
вечности видны...» («Не зима прошла — столетье...»).
Отсюда становится очевидной важнейшая смысловая и композиционная роль пейзажа.
«Создавая словесный образ природы, поэтесса включает и свое состояние, свой
душевный мир, как частицу своей природы, и столь тесное соприкосновение
наполняет бытие лирической героини духовностью... Описания природы в стихах
Семёновой целиком соотнесены чувствам лирической героини. Она радуется простому
человеческому умению — жить на земле. Утраченное ею ощущение любви, неполнота
личного счастья восполняется и питается природой, в ней она находит живительную
силу (Ашплатов А.— С.32).
«Зоркость» как особое свойство поэтического зрения, а также внимание к
мимолетному и недолговечному было отмечено уже в предисловии Н.Старшинова к
первому сборнику Семёновой «Полей неброские цветы»: «Она внимательно
всматривается не только в окружающий мир, но и удивительно зорко видит суть
вещей, как бы снимая с нее все лишнее, наносное, необязательное». Вместе с тем
критик отметил свойственный Семёновой и др. ракурс изображения: «...природу она
(при всем умении видеть детали, подробности) видит масштабно, крупно. Это чаще
всего не какой-то уголок или садик, а большой простор; вокруг нее "гудит, как
вздыбленное море, пространство с четырех сторон", имеющее часто выход даже в
космос...» (Старшинов Н.— С.3). Всегда у Семёновой природа запечатлена в ее
отношении к человеку, в состоянии внутреннего напряжения. Эти особенности
позволили критикам говорить о «мощном влиянии» Тютчева на творчество Семёновой,
которое «сказывается и в образности, и в словаре поэтессы» (Ашплатов А.— С.31).
Поэтический язык Семёновой прост и понятен. Из художественных средств и приемов
наиболее частотна и универсальна метафора, в узком значении — олицетворение,
когда неодушевленные вещи, предметы, явления получают в контексте стиха
свойства одушевленных, и наоборот. Часто это общеязыковые метафоры,
преображенные поэтическим контекстом: («река людская», «безумцы кусты»). Но
иногда эти метафоры, нанизываясь одна на другую, рождают новый неожиданный
образ: «Стали ветками смуглые руки, / Стали голени горькой травой, / Под
ветрами бездонной разлуки / Я кленовой машу головой...» («Одуванчик прозрачного
толка»).
Одна из ярких примет стиля Семёновой, неоднократно отмечаемая критиками
(В.Боков, В.Ганичев), — музыкальность стиха. Она проявляется как в общей
композиции стихотворений — вплетение мотива, который сам по себе представляет
музыкальную (песенную) строчку и, повторяясь, получает новые эмоциональные
обертоны, так и в ритмических, звуковых повторах, ориентированных на собственно
слуховое восприятие («Пианино», «Родное»).
Стихотворение, условно отнесенные поэтессой ко второму периоду творчества
(сборники «Смех бесстрашной музы», 1994 и «Свирель», 1998), критики называют
высокой, духовной поэзией: «...ее стихам... присущ трагический тон...
обостренное чувство стесненности души именно в земной юдоли и высокая,
просветляющая тоска по горнему миру» (А.Шорохов). Для этого периода характерны
поиски глубинных истоков жизни. В стихотворении «Отселе вижу храм Ахтырский»
«сквозь повседневность и среди руин поэт видит отблески утраченного
великолепия, свето- и цветоносного («эмалевые изразцы») и гармоничного... Нить
времен трагически истощена и зыбка, но беспрерывна и извечна... Поэтическая
память Семеновой обращена к библейским временам» («цикл «Из Нового Завета»)
(Тюрин Г. — С.290). Перу Семёновой принадлежат поэмы о русских святых: «Тихон
Задонский» и «Видение Иоанна Кронштадтского» (воссоздающая апокрифический текст
о беседе праведного Иоанна с преподобным Серафимом Саровским, их предсказания о
будущем России).
В сборнике «Смех бесстрашной музы» опубликованы поэма «Северные фрагменты»
(написана в 1992) — воспоминания поэта о годах учебы в Ленинграде («русском
Монмартре»), о друзьях-художниках, «жаждущих искусства» и зачастую гибнущих от
этого стремления и «блеска озорства» («Забыть ли мне голодных и беспечных, /
Непризнанных, бездомных, молодых, / С этюдниками, горбящими плечи, /
Исполненных намерений благих»), а также драматическая поэма «Бессмертный
обольститель» — версия Дон Жуана, созданная на современном материале.
В итоговую, наиболее полно отражающую поэтический дар Семёновой книгу
стихотворений «Шум реки» (2004) вошли разделы «Неугасаю-щий костер», «Годы
странствий», «Отзвук любви», «Есть истины ключи», «Мужайся, русская камена!», а
также новые поэмы. «Велосипед» — автобиографическая поэма об отрочестве, школе,
отце. Мозаика событий сопровождает образ лирической героини с импульсивным,
неуживчивым и вызывающе дерзким характером. Бунтарство, основанное на
внутреннем протесте против фальши в любом виде, сменяется уединенностью и
отрешенностью от мира. Ни время, ни события не изменили героиню, которая и в
зрелые годы остается верной идеалам и принципам молодости: «В своей стране я,
словно иностранка, / Глухой и чуждый слушаю язык». «Чудо Трифона Апамейского» —
поэма религиозно-исторического содержания, посвященная святому мученику эпохи
Древнего Рима. Дар чудотворца и целителя открылся ему в юные годы,
мальчик-пастух проповедовал веру Христову среди язычников.
Семёнова — лауреат всероссийской литературной премии им. А.Фета (1995) и премии
им. А.Твардовского (2002).
Соч.:
Полей неброские цветы. М., 1984;
Звезды в буране. М., 1984;
Смех бесстрашной музы. Орел, 1994;
Свирель. Орел, 1998;
Шум реки. Орел, 2004.
Лит.:
Ашплатов А. На встречу с читателем. Размышления о современой поэзии. М., 1987.
С.26-35;
Боков В. Два поэта // Поэзия: альм. 1989. №59. С.75-79;
Ганичев В. «Я дома здесь, в спокойном русском храме» // Бежин луг. 1994. №6.
С.174-177;
Загородний Л. Россия — светозатмение? // Роман-журнал. XXI век. 2003. №3;
Старшинов Н. [Предисл.] // Семёнова И.С. Звезды в буране: стихи М., 1984;
Старшинов Н. [Вступ слово] // Семёнова И.С. Полей неброские цветы: стихи. М,
1984;
Тюрин Г.А. Поэзия Орловского края в конце XX в. // Писатели орловского края: XX
век: пособие по региональной литературе / отв. редактор Е.М.Волков. Орел, 1999;
Шорохов А. Трагический голос России // Российский писатель. 2002. №3.
И.Ю.Силачева
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|