|
Никифоров-Волгин (настоящая фамилия Никифоров) Василий Акимович
[24.12.1900(6.1.1901), д. Маркуши Калязинского у. Тверской губ.— 14.12.1941, Киров]
— прозаик.
Родился в семье крестьянина-ремесленника, в детстве испытал лишения и нужду. Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву. Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности много занимался самообразованием, хорошо знал русскую литературу. Его любимыми писателями были Ф.Достоевский, Н.Лесков, А.Чехов, С.Есенин.
В 1920 Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивал литературные вечера и концерты. Первая публикация Никифорова-Волгина — статья «Исполните свой долг!» (1921) в таллинской газете «Последние известия», где автор призвал проявить заботу о могилах воинов белой Северо-Западной армии.
С 1923 начинается регулярная литературная и журналистская деятельность Никифорова-Волгина. В русских периодических изд., выходивших в Эстонии, он публикует свои рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые подписывает псевдонимом Василий Волгин. Одновременно Никифоров-Волгин, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе (до весны 1932).
В 1926-27 вместе с С.Рацевичем редактирует «Новый нарвский листок».
В 1927 на конкурсе молодых авторов в Таллине получает первую премию за рассказ «Земной поклон».
В 1927 становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором в 1929 создается религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации РСХД. Никифоров-Волгин участвовал в съездах этого движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях.
В 1930-32 Никифоров-Волгин также возглавляет литературный кружок общества «Святогор».
В 1930-х вместе с Л.Аксом редактирует журнал «Полевые цветы» — орган русской литературной молодежи в Эстонии.
К середине 1930-х Никифоров-Волгин становится известным писателем в среде всего Русского зарубежья.
В 1935 парижский журнал «Иллюстрированная Россия» присудил Никифоров-Волгин премию за рассказ «Архиерей».
В канун 1936 он переезжает в Таллин, где избирается почетным членом русского общества «Витязь»; печатается в крупном органе российской эмиграции — рижской газете «Сегодня». В таллинском издательстве «Русская книга» вышли 2 сборника Никифорова-Волгина — «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938), положительно встреченные критикой. П.Пильский отмечал, что творчество Никифорова-Волгина — «отражение и отзвук исканий Бога, чистая, горняя мечта по невидимому граду благодати и успокоения» (Сегодня. 1938. 8 окт.).
Летом 1940 в Эстонии была установлена советская власть, положившая конец культурной и литературной жизни русской эмиграции.
В мае 1941 Никифоров-Волгин, работавший на судостроительном заводе, был арестован органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в г.Киров (Вятка), где расстрелян «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания» (Исаков С. — С.334). Реабилитирован в 1991.
Эпиграфом к творческому наследию Никифорова-Волгина могут послужить тютчевские строки: «Утомленный ношей крестной, / Всю тебя, земля родная, / В рабском виде Царь Небесный / Исходил, благословляя». Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова-Волгина складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий Никифоров-Волгин отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце. Это — странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий народ, лечат души, очищают сердца. Все они — простые, коренные русские люди («Архиерей», «Странники», «Юродивый» и др.). Один из постоянных мотивов Никифорова-Волгина — умиротворение, просветление человеческой души.
Тема покаяния, исцеления распадающегося мира звучит и в рассказе «Мати-пустыня», где красноармеец, умирающий на руках матери, в родном доме исповедуется в своих грехах и примиряется с Богом — мирная кончина его происходит «тише падения золотого листа с дерева», и в новелле «Черный пожар», где боец спасает раненого противника-белогвардейца, в котором вдруг увидел брата, «земляка» по России. Вместе со своими героями автор размышляет «о таинственных путях русской души, о величайших падениях ее и величайших восстаниях,— России разбойной и России веригоносной» («Вериги»).
В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла «Земля именинница», где мир увиден глазами ребенка, приобщающегося к православию. Христианская вера, церковь являются для Никифорова-Волгина единственной опорой, соединяющей все бытие в целостный и гармоничный мир. Подобно И.С.Шмелеву — автору «Лета Господня» — Никифоров-Волгин передает поэзию православных праздников, сочетает в своих рассказах яркую, образную простонародную речь с элементами церковно-славянского языка.
Повесть «Дорожный посох» написана в форме дневника сельского священника, которому довелось пережить войну, революцию, арест, издевательства безбожников, приговор к расстрелу (Никифоров-Волгин пророчески описал свою собственную судьбу и кончину). Вся книга словно тихий плач о родной земле, до боли любимой героем. «Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения. Я иду к ним»,— заключает герой свой рассказ. Чудом избегнувший смерти батюшка несет страдающим людям евангельский свет.
Соч.:
Дорожный посох: Избранное. М., 1992;
Заутреня святителей: Избранное. М., 1998;
Дорожный посох. М., 2004;
Земля именинница. М., 2004.
Лит.:
Исаков С. Забытый писатель // Никифоров-Волгин В.А. Дорожный посох. С.330-339;
Стрижев А.Н. Василий Акимович Никифоров-Волгин: биографический очерк // Никифоров-Волгин В.А. Заутреня святителей. С.3-9;
Амфитеатров А. Тоска по Богу // Никифоров-Волгин В.А. Заутреня святителей. С.482-498;
Библиография // Никифоров-Волгин В.А. Заутреня святителей. С.499-524.
А.М.Любомудров
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|