|
Бобров Сергей Павлович
[27.10(9.11).1889, Москва — 1.2.1971, Москва]
— поэт, прозаик, критик, переводчик, литературовед.
Бобров родился в дворянской семье, его отец был чиновником Министерства
финансов и известным шахматистом, издателем журнала «Шахматное обозрение», мать
— детской писательницей. Получил образование в Москве — сначала в Катковском
лицее, затем — в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Археологическом
институте. После окончания института преподавал математику и статистику. Бобров
начинал как символист, был участником кружка по изучению поэтического ритма,
которым руководил Андрей Белый, а литературным учителем считал Валерия Брюсова.
Однако к моменту выхода своего первого поэтического сборника «Вертоградари над
лозами» (1913) поэт находился под влиянием «левого» искусства и с особенным
вниманием следил за творчеством Н.Гончаровой. Именно Гончарова
проиллюстрировала первый сборник Боброва, вышедший в издательстве поэтического
кружка «Лирика», которым руководил Бобров. При выборе названия для этого
сборника Бобров руководствовался давней поэтической традицией — слово
«вертоград», обозначавшее «плодовый сад», «виноградник» и символизировавшее
божественный сад поэзии, фигурировало в качестве названия многих поэтических
сборниках. (от «Вертограда многоцветного» Симеона Полоцкого до «Зеленого
вертограда» Константина Бальмонта). Соответственно, вертоградарем (садовником)
словесного, поэтического сада в образной системе Боброва считался поэт. В
названии сборника зашифрован и небесный вертоград — райский сад.
В 1914 группа «Лирика» распалась, и на ее основании возникло футуристическое
лит. объединение «Центрифуга», просуществовавшее до 1918. При «Центрифуге»
действовало одноименное издательство. В литературных объединениях «Лирика» и
«Центрифуга», возглавляемых Бобров, начинали свой литературный путь
Б.Л.Пастернак и Н.Н.Асеев.
В 1913 в издательстве «Лирика» вышел первый поэтический сборник Б.Пастернака
«Близнец в тучах», а в 1914 — поэтический сборник Н.Асеева «Ночная флейта».
В качестве автора футуристических стихотворений, критических статей и
художника-иллюстратора Бобров участвовал в «левом» литературном альманахе
«Руконог» — первом сборник «Центрифуги». Однако если в качестве критика Бобров
всячески пропагандировал «левое» искусство, то как поэт он балансировал между
футуризмом и символизмом. Так, второй поэтический сборник Бобров «Алмазные
леса» (1917) вернул поэта в русло символизма. В то же время третий сборник
Бобров — знаменитую «Лиру лир», вышедшую в том же 1917, современники по праву
считали футуристической. Для поэтических текстов Боброва характерна некоторая
деформация синтаксиса и тяготение к свободному стиху.
Как один из идеологов «левого искусства» Бобров был на редкость догматичным и
жестким критиком. Поэт печатал свои безапелляционные литературные обзоры в
журнале «Красная новь», «Печать и революция», «Наши дни». Именно он в 1921
назвал Блока «поэтическим мертвецом» и неоднократно резко высказывался против
неоклассической традиции в русской поэзии, носителем которой выступала
«петербургская школа».
Однако в раннем стихотворении «Prodomomea» («За мой дом») Бобров связал свое
поэтическое кредо с преклонением перед «судьбой обманчивой Туманского и Деларю»
— поэтов, навсегда оставшихся в литературе благодаря одному или нескольким
ярким текстам. Так, Ф.А.Туманский (1799-1853) известен лишь благодаря романсу
«Вчера растворил я темницу». Подобная судьба постигла и М.Д.Деларю (1811-68),
друга Пушкина и Дельвига.
Литературная судьба Бобров действительно была обманчивой — современники считали
его несостоявшимся великим поэтом.
В 1930-е поэтические тексты Боброва стали традиционными по форме, но эпоха
футуристических экспериментов отнюдь не ушла для поэта в прошлое. В духе этих
экспериментов выдержана содержательная сторона стихотворений Боброва этого
периода.
Бобров был автором детских фантастических романов «Волшебный двурог» (полное
название — «Волшебный двурог, или Правдивая история о небывалых приключениях
нашего отважного друга Ильи Алексеевича Камова в неведомой стране, где правят:
Догадка, Усидчивость, Находчивость, Терпение, Остроумие и Трудолюбие и которая
в то же время есть пресветлое царство веселого, но совершенно таинственного
существа, чье имя очень похоже на название этой книжки, которую надлежит читать
не торопясь») (1949) и «Архимедово лето» (1959). Как романист Бобров наиболее
известен благодаря созданной им одной из первых в русской литре антиутопий под
названием «Восстание мизантропов» (1922), а также социально-фантастическим
романам — «Спецификация Идитола» (1923), «Нашедший сокровище» (1931). Последний
текст вышел под псевдонимом «А. Юрлов». Бобров также публиковался под
псевдонимами: Б. Б. Р-В; Бик; Э. П.; Орфик; Рюмин; С. Б.; С. П. Б; Сержант В.;
Чагин С.
На протяжении всего своего творческого пути Бобров занимался
литературоведческими исследованиями. Еще в 1915 в издательстве «Мусагет» поэт
опубликовал результат своих пушкинистских штудий — исследование под названием
«Новое о стихосложении А.С.Пушкина (Трехдольный паузник у Пушкина. Разбор
статьи В.Я.Брюсова о технике Пушкина. Добавления. Объяснительные примечания)».
Также Бобров известен как исследователь поэтических текстов Игоря Северянина,
поэтов пушкинской эпохи, в частности уже упоминавшегося выше М.Д.Деларю. Кроме
того, предметом литературоведческих штудий Бобров была теория стихотворного
перевода. Бобров активно переводил на русский язык тексты Стендаля, Гюго,
Бехера, Шоу, Диккенса и др.
После революции поэт работал в Наркомпочтеле, в ЦСУ, в Госплане, где сумел
применить свои знания в области математической статистики. В начале 1930-х
Бобров был репрессирован и находился в ссылке под Кокчетавом. Однако поэту
удалось не только уцелеть, но и вернуться к литературному творчеству.
В 1966 Бобров создал автобиографический роман «Мальчик», а в 1971 в
издательстве «Советский писатель» вышла его поэма «Евгений Делакруа,
живописец».
После смерти поэта его жена, М.П.Богословская-Боброва, передала в ЦГАЛИ архив
Бобров, в котором были и неопубликованные произведения. В целом корпус текстов
Боброва представляет собой еще не исследованный и не изученный массив,
требующий серьезных литературоведческих штудий.
Соч.:
Вертоградари над лозами: стихи. М., 1913;
Алмазные леса. Вторая книга стихов. М., 1917;
Лира лир. Третья книга стихов. М., 1917;
Восстание мизантропов: повесть. М., 1922;
Спецификация Идитола: прозроман ускоренного типа. Берлин, 1923;
[А. Юрлов] Нашедший сокровище: роман. М., 1931;
Волшебный двурог: роман. М.; Л, 1949;
Архимедово лето: роман. М.; Л, 1959;
Евгений Делакруа, живописец: поэма. М., 1971;
Мальчик: роман. М., 1976.
Лит.:
Озеров Л. С. Бобров и его «Волшебный двурог» // Детская литература. 1972. №6;
Шкловский В. Скрепы горизонтов // Наука и жизнь. 1970. №5;
Виноградова И. О книге старой, но не устаревшей // Наука и жизнь. 1970. № 5;
Карпов А. Бобров Сергей Павлович // Русские писатели XX века: биографический
словарь. М., 2000.
Е.Ю.Раскина
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|