Коптелов Афанасий Лазаревич [06.11.1903-30.10.1990]

Коптелов Афанасий Лазаревич
       [24.10(6.11).1903, д.Шатуново, ныне Залесовского р-на Алтайского края — 30.10.1990, Новосибирск]
       — писатель, исследователь литературы народов Сибири.
       Родился в семье крестьянина-кержака: «Алтайский край...— с волнением вспоминал писатель. — Все здесь мне с детства дорого и мило. И эти пшеничные поля, и это небо. Эти травы и леса. Весенние косачиные тока и утренний переклик журавлей... Здесь я пахал землю сохой, жал хлеб серпом, молотил цепом. С босоногих мальчишеских лет познал тяжелый крестьянский труд» (Писатели о себе. Новосибирск, 1973. С.89). Родители-староверы противились школьной учебе сына, и только порвав с семьей, ему удалось утолить стремление к грамоте, взяться за самообразование. Рано проявившаяся тяга к книге, художественному слову сказалась в выборе и общественной деятельности, и средств к существованию: работал книгоношей, учился на курсах «красных учителей», занимался ликвидацией безграмотности, активно сотрудничал в местных и краевых газетах в качестве селькора. В 1923 переходит на постоянную работу в редакцию краевой газеты «Сельская правда», сохраняя корреспондентские связи с газетой «Красный Алтай» (Барнаул), «Алтайская деревня» и «Звезда Алтая» (Бийск), «Советская Сибирь» (Новосибирск). Литературная деятельность Коптелова началась в 1924 на страницах журнала «Сибирская деревня» и «Алтайская деревня», а с 1925 его произведения стали регулярно появляться в журнале «Сибирские огни». Первые рассказы «Поблазнило» (1924) и «Антихристово племя» (1925) навеяны впечатлениями личного обитания в старообрядческой среде и посвящены обличению домостроевского уклада кержацкой жизни с его фанатической преданностью «старой вере», слепому неприятию новых веяний жизни.
       В появившихся затем произведениях — рассказе «Черное золото» (1926), повести «Морок» (1927), романе «Новые поля» (1929), сборник очерков «Форпосты социализма» (1931) писатель предстает как убежденный поборник революционных перемен, и пафос торжества социалистических преобразований становится его определяющей творческой чертой.
       Особый интерес он испытал к преображению бытия коренного народа Горного Алтая (старое название Ойротия) — алтайцев. Когда, перейдя в сотрудники редакции окружной газеты «Звезда Алтая», Коптелов переехал в Бийск, он стал с любопытством вглядываться в появлявшихся на его улицах жителей соседних гор: «Они приезжали верхом на небольших мохнатоногих лошадях, одетые даже летом в дубленые шубы и лисьи шапки с яркими шелковыми кисточками... О них хотелось знать елико возможно больше,— вспоминает писатель,— и я перечитывал все, что написано об этом крае литераторами и географами, экономистами и статистиками, историками и этнографами» (Писатели о себе. С.89). В немалой степени способствовали удовлетворению этого интереса и личные связи писателя с такими замечательными представителями алтайского народа, как художники Григорий Гуркин и Николай Чевалков, старый сказитель Николай Улагашев, разносторонне одаренный зачинатель новой литературы алтайцев Павел Кучияк. Так, в тщательном изучении научнных источников, многочисленных поездках по самым отдаленным районам края, общении с его людьми и необыкновенной красоты природой рождался и постепенно оформлялся замысел главной книги Коптелова — романа «Великое кочевье» (1934-35).
       Бесспорным вкладом в его создание стали многочисленные произведения малого жанра, отчетливо выявившие стремление писателя к изображению национальной жизни в двух пересекающихся планах — классовой борьбы и борьбы с вековой отсталостью самого народа. Это очерк «Улу-Байрам», рассказы «Первая весна», «Тоотой», «Камень счастья», исполненные богатством этнографического материала и отмеченные особой зоркостью к проникновению нового в отживший уклад национального быта. И пока вызревал у Коптелова план широкопанорамного романа об алтайцах, в течение почти всего 1931 на страницах журнала «Сибирские огни» печатался его роман «Светлая кровь». Он был написан, что называется, с натуры, по горячим следам событий, отражая живой и реальный процесс социалистического освоения казахстанских степей в период начавшейся здесь коллективизации и строительства Турксиба, и отмечен следами открытой публицистичности, очерковости, репортажности. Заявленная здесь тема дружбы народов обрела идейно-эстетическое завершение в романе «Великое кочевье», главным героем которого стал народный коллектив алтайцев и русских, объединенный идеей преобразования жизни на социалистических началах, и где авторское владение богатым запасом наблюдений над психологией алтайцев, их трудом, бытом, верованиями и искусством воплотилось в живые и яркие характеры.
       В 1941 опубликован роман Коптелова «На-гора!» о шахтерах Кузбасса. События Великой Отечественной войны нашли отражение в рассказах и очерках, опубликованных в сборнике «Родная кровь» (1942), «Наши земляки» (1944) и др.
       В 1945 началась публикация романа «Когда ковалась победа», оставшегося незаконченным. Алтайская тема нашла продолжение в повести «Снежный пик» (1947) и биографическом очерке о П.В.Кучияке «Путь через века» (1947). О драматическом исходе геолого-изыскательской экспедиции А.М.Кошурникова и героизме ее участников написана повесть «Навстречу жизни» (1948).
       Неиссякаемым источником творческого вдохновения на протяжении всего жизненного пути была для Коптелова природа Сибири — проблемы ее сбережения, преображения и обогащения, что определило широкий круг его дружеских связей с учеными и практиками сибирского садоводства: этой теме посвящены очерки «Рождение садов» (1947), «Минусинское яблоко» (1948), «Преображение Сибири» (1959), «Это — родина моя» (1960), роман «Сад» (1955). «Но главные мои книги,— признается писатель в автобиографической справке 1973,— были впереди — это романы о Владимире Ильиче Ленине, о его ближайших друзьях и соратниках, о революционном движении на рубеже века, о зарождении и становлении нашей партии. Работа над этими книгами меня волновала более всего в жизни» (Писатели о себе. С.94). Действительно, большая часть творческой энергии писателя была отдана созданию трилогии «Большой зачин» (1963), «Возгорится пламя» (1965) и «Точка опоры» (1973). Она выдержала большое число изданий, вызвала бурный поток литературно-критических отзывов, была удостоена Государственной премии, заняла почетное место в художественной Лениниане. Время произвело собственную оценку идейно-эстетической значимости каждого из периодов творческого пути писателя, в том числе и трилогии, посвященной вождю. В свете обретенного историко-литературного опыта последних десятилетий трилогия воспринимается как обстоятельно детализированная и щедро документированная беллетризация биографии молодого Ленина, в т.ч. связанной с сибирской ссылкой. В романах преобладает иллюстративно-описательная, событийно-хроникальная стилистика, ощутима заметная ослабленность психологического анализа, смысловая односторонность образов. Ценность трилогии в значительной степени восполняет мастерство Коптелова как пейзажиста и бытописателя, безукоризненное владение колоритом местной жизни, глубинное знание особенностей характера сибиряка и самобытного природного мира Сибири. В 1973 вышла из печати книга воспоминаний Коптелова «Минувшее и близкое».
       Многие сибирские писатели испытали воздействие творческого опыта и обаяния личности Коптелова: он был активным собирателем творческих сил Сибири, известен как составитель и редактор мн. книг и тематических сб. сибирских писателей, многочисленных изданий алтайского героического эпоса, как исследователь литературы народов Сибири. Произведения Коптелова переведены на языки народов СССР и многие иностранные языки.

Соч.:
       Великое кочевье. М., 1964.
       Большой зачин. М.: Советский писатель, 1963,
       Возгорится пламя. М., 1966. Кн.1. 1969. Кн. 2;
       Минувшее и близкое. Новосибирск, 1972.

Лит.:
       Яновский Н. Афанасий Коптелов // Яновский Н. Художник и время. Новосибирск, 1962;
       Кондаков Г.В. Певец Горного Алтая: литературно-критический очерк. Горно-Алтайск, 1963;
       Писатели о себе. Новосибирск, 1973. С.89-98.
       Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе Новосибирск, 1982.

Л.П.Якимова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:24 UTC