|
Коптелов Афанасий Лазаревич
[24.10(6.11).1903, д.Шатуново, ныне Залесовского р-на Алтайского края —
30.10.1990, Новосибирск]
— писатель, исследователь литературы народов Сибири.
Родился в семье крестьянина-кержака: «Алтайский край...— с волнением вспоминал
писатель. — Все здесь мне с детства дорого и мило. И эти пшеничные поля, и это
небо. Эти травы и леса. Весенние косачиные тока и утренний переклик журавлей...
Здесь я пахал землю сохой, жал хлеб серпом, молотил цепом. С босоногих
мальчишеских лет познал тяжелый крестьянский труд» (Писатели о себе.
Новосибирск, 1973. С.89). Родители-староверы противились школьной учебе сына, и
только порвав с семьей, ему удалось утолить стремление к грамоте, взяться за
самообразование. Рано проявившаяся тяга к книге, художественному слову
сказалась в выборе и общественной деятельности, и средств к существованию:
работал книгоношей, учился на курсах «красных учителей», занимался ликвидацией
безграмотности, активно сотрудничал в местных и краевых газетах в качестве
селькора. В 1923 переходит на постоянную работу в редакцию краевой газеты
«Сельская правда», сохраняя корреспондентские связи с газетой «Красный Алтай»
(Барнаул), «Алтайская деревня» и «Звезда Алтая» (Бийск), «Советская Сибирь»
(Новосибирск). Литературная деятельность Коптелова началась в 1924 на страницах
журнала «Сибирская деревня» и «Алтайская деревня», а с 1925 его произведения
стали регулярно появляться в журнале «Сибирские огни». Первые рассказы
«Поблазнило» (1924) и «Антихристово племя» (1925) навеяны впечатлениями личного
обитания в старообрядческой среде и посвящены обличению домостроевского уклада
кержацкой жизни с его фанатической преданностью «старой вере», слепому
неприятию новых веяний жизни.
В появившихся затем произведениях — рассказе «Черное золото» (1926), повести
«Морок» (1927), романе «Новые поля» (1929), сборник очерков «Форпосты
социализма» (1931) писатель предстает как убежденный поборник революционных
перемен, и пафос торжества социалистических преобразований становится его
определяющей творческой чертой.
Особый интерес он испытал к преображению бытия коренного народа Горного Алтая
(старое название Ойротия) — алтайцев. Когда, перейдя в сотрудники редакции
окружной газеты «Звезда Алтая», Коптелов переехал в Бийск, он стал с
любопытством вглядываться в появлявшихся на его улицах жителей соседних гор:
«Они приезжали верхом на небольших мохнатоногих лошадях, одетые даже летом в
дубленые шубы и лисьи шапки с яркими шелковыми кисточками... О них хотелось
знать елико возможно больше,— вспоминает писатель,— и я перечитывал все, что
написано об этом крае литераторами и географами, экономистами и статистиками,
историками и этнографами» (Писатели о себе. С.89). В немалой степени
способствовали удовлетворению этого интереса и личные связи писателя с такими
замечательными представителями алтайского народа, как художники Григорий Гуркин
и Николай Чевалков, старый сказитель Николай Улагашев, разносторонне одаренный
зачинатель новой литературы алтайцев Павел Кучияк. Так, в тщательном изучении
научнных источников, многочисленных поездках по самым отдаленным районам края,
общении с его людьми и необыкновенной красоты природой рождался и постепенно
оформлялся замысел главной книги Коптелова — романа «Великое кочевье»
(1934-35).
Бесспорным вкладом в его создание стали многочисленные произведения малого
жанра, отчетливо выявившие стремление писателя к изображению национальной жизни
в двух пересекающихся планах — классовой борьбы и борьбы с вековой отсталостью
самого народа. Это очерк «Улу-Байрам», рассказы «Первая весна», «Тоотой»,
«Камень счастья», исполненные богатством этнографического материала и
отмеченные особой зоркостью к проникновению нового в отживший уклад
национального быта. И пока вызревал у Коптелова план широкопанорамного романа
об алтайцах, в течение почти всего 1931 на страницах журнала «Сибирские огни»
печатался его роман «Светлая кровь». Он был написан, что называется, с натуры,
по горячим следам событий, отражая живой и реальный процесс социалистического
освоения казахстанских степей в период начавшейся здесь коллективизации и
строительства Турксиба, и отмечен следами открытой публицистичности,
очерковости, репортажности. Заявленная здесь тема дружбы народов обрела
идейно-эстетическое завершение в романе «Великое кочевье», главным героем
которого стал народный коллектив алтайцев и русских, объединенный идеей
преобразования жизни на социалистических началах, и где авторское владение
богатым запасом наблюдений над психологией алтайцев, их трудом, бытом,
верованиями и искусством воплотилось в живые и яркие характеры.
В 1941 опубликован роман Коптелова «На-гора!» о шахтерах Кузбасса. События
Великой Отечественной войны нашли отражение в рассказах и очерках,
опубликованных в сборнике «Родная кровь» (1942), «Наши земляки» (1944) и др.
В 1945 началась публикация романа «Когда ковалась победа», оставшегося
незаконченным. Алтайская тема нашла продолжение в повести «Снежный пик» (1947)
и биографическом очерке о П.В.Кучияке «Путь через века» (1947). О драматическом
исходе геолого-изыскательской экспедиции А.М.Кошурникова и героизме ее
участников написана повесть «Навстречу жизни» (1948).
Неиссякаемым источником творческого вдохновения на протяжении всего жизненного
пути была для Коптелова природа Сибири — проблемы ее сбережения, преображения и
обогащения, что определило широкий круг его дружеских связей с учеными и
практиками сибирского садоводства: этой теме посвящены очерки «Рождение садов»
(1947), «Минусинское яблоко» (1948), «Преображение Сибири» (1959), «Это —
родина моя» (1960), роман «Сад» (1955). «Но главные мои книги,— признается
писатель в автобиографической справке 1973,— были впереди — это романы о
Владимире Ильиче Ленине, о его ближайших друзьях и соратниках, о революционном
движении на рубеже века, о зарождении и становлении нашей партии. Работа над
этими книгами меня волновала более всего в жизни» (Писатели о себе. С.94).
Действительно, большая часть творческой энергии писателя была отдана созданию
трилогии «Большой зачин» (1963), «Возгорится пламя» (1965) и «Точка опоры»
(1973). Она выдержала большое число изданий, вызвала бурный поток
литературно-критических отзывов, была удостоена Государственной премии, заняла
почетное место в художественной Лениниане. Время произвело собственную оценку
идейно-эстетической значимости каждого из периодов творческого пути писателя, в
том числе и трилогии, посвященной вождю. В свете обретенного
историко-литературного опыта последних десятилетий трилогия воспринимается как
обстоятельно детализированная и щедро документированная беллетризация биографии
молодого Ленина, в т.ч. связанной с сибирской ссылкой. В романах преобладает
иллюстративно-описательная, событийно-хроникальная стилистика, ощутима заметная
ослабленность психологического анализа, смысловая односторонность образов.
Ценность трилогии в значительной степени восполняет мастерство Коптелова как
пейзажиста и бытописателя, безукоризненное владение колоритом местной жизни,
глубинное знание особенностей характера сибиряка и самобытного природного мира
Сибири. В 1973 вышла из печати книга воспоминаний Коптелова «Минувшее и
близкое».
Многие сибирские писатели испытали воздействие творческого опыта и обаяния
личности Коптелова: он был активным собирателем творческих сил Сибири, известен
как составитель и редактор мн. книг и тематических сб. сибирских писателей,
многочисленных изданий алтайского героического эпоса, как исследователь
литературы народов Сибири. Произведения Коптелова переведены на языки народов
СССР и многие иностранные языки.
Соч.:
Великое кочевье. М., 1964.
Большой зачин. М.: Советский писатель, 1963,
Возгорится пламя. М., 1966. Кн.1. 1969. Кн. 2;
Минувшее и близкое. Новосибирск, 1972.
Лит.:
Яновский Н. Афанасий Коптелов // Яновский Н. Художник и время. Новосибирск,
1962;
Кондаков Г.В. Певец Горного Алтая: литературно-критический очерк.
Горно-Алтайск, 1963;
Писатели о себе. Новосибирск, 1973. С.89-98.
Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе
Новосибирск, 1982.
Л.П.Якимова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|