|
Токарева Виктория Самойловна (Самуиловна)
[20.11.1937, Ленинград]
— прозаик, сценарист, драматург.
Токарева рано лишилась отца, на ее формирование оказала большое влияние мать, с детства приобщившая Токареву к литературе, воспитавшая в ней, в частности, «святое отношение к Чехову» (Токарева отмечает особое влияние на нее рассказа «Скрипка Ротшильда»), Уже в 9-м классе Токарева на уроках писала роман, именно поэтому, по ее собственному признанию, при поступлении в медицинский институт «провалилась». Токарева окончила музыкальное училище по классу фортепиано, переехала в Москву, некоторое время работала учительницей музыки и «как все девочки на свете, мечтала стать актрисой» (Не заменяй себя никем // Книжное обозрение. 1986. 17 окт. С.14). Но попытки поступить в Школу-студию МХАТ и сниматься в кино успехом не увенчались.
В 1967 Токарева окончила сценарный факультет ВГИКа. Будучи студенткой 2-го курса, написала сценарий для киножурнала «Фитиль» (о большой роли в своей литературной судьбе С.Михалкова Токарева напишет в статье «А врать нехорошо!» // Огонек. 1993. №16. С.16-17). Немного позже из этого сценария получился рассказ «День без вранья», появившийся в 1964 в журнале «Молодая гвардия» (№7), с добрым напутствием К.Симонова, отметившего, что рассказ «хороший, умный и при всей своей серьезности написан с юмором, а это не так часто у нас встречается». Рассказ имел большой успех — Токаревой сразу же предложили написать сценарий для полнометражного фильма, выпустить книгу, вступить в СП и т.д. Но следующий рассказ — «Будет другое лето» — признания не получил — его возвратили из всех редакций. Это не остановило Токареву — с 1967 ее рассказы регулярно печатались не только на страницах молодежных журнала — «Смена», «Юность», «Аврора», их публиковали также «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», появились они в «Огоньке», в «Сибирских огнях» и др. Некоторые из рассказов («Первая попытка» и др.) сразу же после появления привлекли внимание рецензентов.
С конца 1970-х появляются первые крупные произведения Токаревой — повести «Ехал Грека» (1977), «Неромантичный человек: Повесть-сказка» (1978), «Старая собака» (1979), «Талисман» (1982), «Длинный день» (1986), «Пять фигур на постаменте» (1987), «Ничего особенного» (1990), «Я есть. Ты есть. Он есть» (1991), «Лавина» (1995) и др. С 1969 Т. публикует свои рассказы в отд. изданиях — «О том, чего не было: Рассказы» (1969); «Когда стало немножко теплее: Рассказы» (1972). С конца 1970-х выходят книги, в которых повести и рассказы объединяются — «Летающие качели: Рассказы. Повесть» (1978 и 1987); «Ничего особенного: Повесть и рассказы» (1983), «Сказать — не сказать: Повесть, рассказы» (1991); «День без вранья: Повести и рассказы» (1994); «Коррида» (1993 и 1995); «Хэппи-энд: Повести и рассказы» (1995); «Можно и нельзя» (1998).
Вокруг книг Токаревой возникали дискуссии о «лжеромантике общих мест», о «парадоксах добра» и «фрагментах истины». Но подавляющее большинство критиков подчеркивало, что для творчества Токаревой характерно обращение к актуальным нравственным проблемам своего времени, отрицание ложного пафоса во имя утверждения истинных идеалов, конфликт творческой мысли с мещанством и обывательщиной, внимание к простому человеку и его быту. Почти во всех рецензиях обращалось внимание на обаяние юмора Токаревой. Сама Токарева уверяла, что она в первую очередь — комедиограф, но «комедия для меня — это весело рассказанная трагедия» (свою статью о Феллини Токарева назовет «Трагический гений»). Токарева ощущает динамику юмора в русской литературе от 1920-х: юмор И.Ильфа и Е.Петрова, юмор комедий Г.Александрова — «юмор юности нашего общества»; сейчас у нас «другая возрастная пора» и другой уровень юмора — «скажем, комедии Феллини и Г.Данелия». Одно дело смеяться над человеком, который поскользнулся и упал в лужу. Другое дело — смеяться, узнавая в поступках комедийного персонажа свои собственные недостатки (Со всей мерой искренности и таланта // Кино юным. М., 1985). «Умение смеяться над своими проблемами — это признак духовного здоровья человека и нации»,— утверждает Токарева (Театральная жизнь. 1986. №5. С.9). Она любит рассказывать о печальном — весело, а в веселом увидеть повод для серьезных раздумий, при этом смотря на мир, по словам Ю.Нагибина, так, будто до нее его никто не видел. Особенно ярко эта грань дарования Токарева отразилась в ее сценариях, написанных как самостоятельно, так и в соавторстве, как на своей собственной литературной основе, так и в результате переработки текстов др. авторов: «Урок литературы» (1968), «Джентльмены удачи» (1971, совместно с Г.Данелия), «Совсем пропащий» (по Марку Твену, совместно с Г.Данелия, 1973), «Сто граммов для храбрости» (новелла в одноименном фильме, 1977), «Мимино» (совместно с Р.Габриадзе и Г.Данелия, 1978), «На короткой волне» (по повести Г.Немченко, 1978), «Шла собака по роялю» (1979), «Шляпа» (при участии Л. Квинихидзе, 1982), «Талисман» (1983), «О том, чего не было» (1987), «Стечение обстоятельств» (1988), «Я люблю» (по повести «Ничего особенного», 1995). Токарева написала также сценарии к телевизионным фильмам — «Красный петух Плимутрок» (1975), «Перед экзаменом» (1977), «Зигзаг» (1980) и др. Особую роль в своем формировании как кинодраматурга Токарева отводит Г.Данелия.
Есть жанр, который Токарева использует необыкновенно часто,— это интервью, беседа. Такие выступления Токаревой (их в общей сложности несколько десятков) публиковались в журнале «Театральная жизнь» и «Союз», «Огонек» и «Семья», «Деловая женщина» и др., а также в многочисленных газетах— от «Известий» до «Коммерсант Daily». Токарева сумела коснуться в этих беседах многих этических проблем, а более всего — многих моментов, связанных с положением женщины в жизни и с изображением ее в художественных произведениях, которым сама Токарева, вошедшая в литературу на волне «семейно-бытового бума», уделила немало внимания. И хотя она настойчиво подчеркивает, что «чисто женских проблем не бывает», целый ряд ее выступлений несет «признак пола» даже в самих названиях: «Между нами, женщинами», «Поговорим о деловой женщине», «Что волнует нашу современницу», «Эмансипация хороша в меру», «Долой феминизм!» и т.д. А в 1998 она уже прямо заявила: «Мы с Аллой Суриковой хотим сбацать бабское кино» (Вечерний клуб. №39. 1-7 окт.). Да и такие заголовки, как «Любовь была, есть и будет», «Нельзя жить без любви», «В любви, как на ринге», «Уловка по имени любовь», «О любви — черным по белому» и т.д. тоже по традиции принято числить скорее по разряду «женской проблематики».
Соч.:
Сказать — не сказать: Повести, рассказы. М., 1991;
Джентльмены удачи: Киноповесть. Повести. Рассказы. Петрозаводск. 1993;
День без вранья: Повесть и рассказы. М., 1994;
Хэппи-энд: Повести и рассказы. М., 1995;
Коррида: Повести и рассказы. М., 1993; 1995;
Можно и нельзя. М., 1998;
Ненаписанные романы // Смена. 1997. №34-35. 14 февр.;
Итоги XX века: Писатели о писателях // Литературная газета. 2000. №52. 27-31 дек.
Лит.:
Новиков В. Честная игра (Виктория Токарева) // Диалог. М., 1986;
Пророков М. Между небом и обстоятельствами // Октябрь. 1989. №4;
Вейли (Лютая) Р. Мир, где состарились сказки: социокультурный генезис прозы В.Токаревой // Литературное обозрение. 1993. №1-2;
Блажнова Т. На красную тряпку любви // Книжное обозрение. 1994. №2. С.13;
Скривля Н. Не просто, а очень просто // Искусство кино. 1995. №4;
Миронова И.И. И вновь грамматика любви... // Книжное обозрение. 1997. №49. 9 дек. С.6.
К.Ф.Бикбулатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|