|
Прилежаева Мария Павловна
[9(22).6.1903, Ярославль — 8.4.1989, Москва]
— прозаик, публицист.
Из обедневших мелкопоместных дворян. Ее детство и юность пришлись на годы
революции и становления советской власти в провинции. В своей
автобиографической повести «Зеленая ветка мая» (1975) Прилежаева рассказала о
детстве и гимназических впечатлениях в Александрове, о круге чтения
(предпочитала Л.Чарскую), о причинах атеизма и политических симпатиях.
В 16 лет после окончания школы 2-й ступени стала учительницей «не по призванию»
в сельце Петрищево Переяславского уезда Владимирской обл. Позже получила
педагогическое образование в педтехникуме г.Загорска Московской обл. (1922-23)
и во 2-м МГУ (1925-29). Преподавала в Архангельске, подмосковных школах в
Яхроме, Загорске и в Москве. Первые публикации Прилежаевой появились в журнале
«Работник радио» (1936) и газете «Московский строитель» (1937) — рецензии на
книги русских и зарубежных авторов (от Сервантеса до Барбюса, от Гоголя до
И.Новикова). «И в голову не приходило, что стану когда-то писательницей». Но
когда на финской войне погиб любимый ученик, то появилась, после 20 лет работы
в школе, первая повесть «Этот год» (1941). Здесь обозначилась главная тема
творчества — гражданское и духовное становление молодого поколения.
Школа дала Прилежаевой богатейший материал для будущих книг. Романтическое
видение жизни позволяло ей избегать унылой назидательности. В повестях
«Семиклассницы» (1944), «Юность Маши Строговой» (1948), «С тобой товарищи»
(1949), «Пушкинский вальс» (1961), «Третья Варя» (1963), «Осень» (1977), «Всего
несколько дней» (1979) Прилежаева правдиво изобразила советскую школу. «Учителя
знаю изнутри. Знаю ежедневный подвиг его жизни и работы, его неудачи и огромные
победы. Не все мои книги, всегда писавшиеся с увлечением, вполне и — даже без
"вполне" — хороши. Но иные дошли до читателя, вызвали отклик... В искусстве я
люблю "лирический реализм"». «Молодость привлекает Марию Прилежаеву не как
возраст, а как состояние души. Любимое ею состояние души» (Л.Фоменко).
В книгах Прилежаева читатели находили точный жизненный компас, ведущий к
самосовершенствованию, идейному и нравственному росту. Конфликты произведений
Прилежаевой выходят за рамки «детских». Отсюда внимание к морально-нравственным
проблемам, к тому, что вырабатывает в читателе черты характера. «Тот, кто любит
добро, непременно распознает зло и в меру своей смелости и сил будет всячески
бороться со злом, именно потому, что в нем глубоко живет любовь к добру».
Роман «Над Волгой» (1952) сама Прилежаева считала неудачным, однако создание
«схематического» конфликта, в центре которого должна быть борьба «хорошего с
лучшим» или борьба сознательного героя с безответственным руководителем,
соответствовало духу времени и определялось самой литературной ситуацией
1960-х. Своими учителями Прилежаева считала Л.Толстого, Чехова, Блока, ценила у
них чувство природы, часто сложный, всегда духовно богатый мир героев.
Притягательность «школьных» повестей Прилежаевой и в самом стиле изложения —
сдержанном и немногословном, чуждом беллетристических ухищрений, но не
пренебрегающем живыми подробностями и деталями жизни.
В середине 1950-х в творчество вошла Прилежаева новая тема —
историко-революционная. Выполняя задание главного редактора «Детгиза»
К.Ф.Тискунова, Прилежаева написала повесть «С берегов Медведицы» (1955) о
детстве и юности М.И.Калинина. Знание эпохи не только по архивам и творческим
командировкам, но и личное знакомство с участниками тех событий подтолкнуло
создать произведения о В.И.Ленине и его соратниках. Этой теме она отдала 20 лет
жизни, искренно считая, что воспитание подрастающего поколения на героике
революции и благородных образах «пламенных революционеров» — задача детской
литературы.
Повести «Начало» (1957), роман «Под северным небом» (1959), повести
«Удивительный год» (1966), «Три недели покоя» (1967), «Жизнь Ленина» (1970)
богаты событиями, описанием сцен рабочего заводского быта, студенческих
кружков, подпольной борьбы.
За книгу «Жизнь Ленина» Прилежаева была удостоена Государственной премии РСФСР
им. Н.К.Крупской (1971) и премией Ленинского комсомола в области литературы,
искусства (1983) за произведения для детей и юношества.
О своих современниках Прилежаева написала книгу «Дороги, дороги...» (1980).
Свои мысли о жизни она изложила в очерках, тяготеющих к форме лирического
дневника. Книга соединила начала общественные, гражданственные и личностные.
Часто это анализ опыта самой Прилежаевой. Документальную ценность имеют
воспоминания о К.А.Федине, Вс.Иванове, А.Мусатове, В.А.Любимовой,
М.А.Рыбниковой, Л.А.Кассиле, Р.И.Фраермане. Выступления Прилежаевой по радио на
этические темы неизменно вызывали живой отклик слушателей, большую почту.
В 1970-е произведения Прилежаевой были экранизированы: телеспектакль
«Пушкинский вальс» с музыкой Прокофьева, телефильмы: «Сиреневые облака»,
«Осенняя история».
Спектр прижизненных оценок в прессе был сдержанно-положительным (С.Михалков,
А.Алексин, И.Каримов, Л.Жак, В.Вронская). Посмертная критика чаще упоминала
Прилежаеву в связи с занимаемыми ею постами. А.Ваксберг назвал Прилежаеву среди
тех, кто тщетно пытался облегчить участь поэта Л.Квитко во время борьбы с
космополитизмом. В течение многих лет возглавляя Совет по детской и юношеской
литературе СП СССР, а затем как секретарь Московской писательской организации,
будучи депутатом Моссовета трех созывов, Прилежаева обязана была участвовать на
заседаниях ССП, посвященных исключению писателей-диссидентов. Однако в личном,
пока не опубликованном дневнике можно видеть истинное отношение ее к событиям
того времени. «Ложь, фальшивая похвала стали почти нормой в наших литературных
отношениях. Где прямота, объективность, страстность наших разговоров первых лет
революции?» (июнь 1980). «Стесняюсь быть известной и почитаемой... Чувствую
себя как на ходулях».
Как старейшине советской литературы (членом СП стала в 1945, билет №36 за
подписью А.А.Фадеева) Прилежаева много помогала становлению молодых писателей:
А.Алексина, М.Алексеева, А.Абдуллина, А.Лиханова и др. Все значимые явления
литературы для юношества 1970-х она не оставляла незамеченными, пропагандируя
их как рецензент в журнале «Литературная Россия», «Молодая гвардия», «Вопросы
литературы», «Детская литература», «Юность», «Москва». Последние годы
Прилежаевой стали временем переосмысления прожитого: «Некоторые мои "идеалы"
рухнули: Калинин, Лепешинская, Фотиева... Какое семидесятилетие прожила, хотя
судьба меня миловала — ни лагерей, ни репрессий. Но страшно и горько, что
поругана вера, и глупо, что так наивна эта вера была!» (Дневник, 23.6.1987).
Соч.:
СС: в 3 т. М., 1973-75;
Сиреневые облака // Современная драматургия. 1962. №26;
Три невыдуманных рассказа: очерки. М., 1965;
Осень // Новый мир. 1977. №1;
Немного о себе. Вслух про себя. М., 1978;
Зеленая ветка мая. Третья Варя. М., 1978;
Всего несколько дней. М., 1980;
В доме Ульяновых. М., 1987;
На Гран-рю. М., 1987;
Маняша. М., 1988;
Детство и юность Володи Ульянова. М., 1989.
Лит.:
Фоменко Л. Мария Прилежаева. Очерк творчества. М., 1971;
Баруздин С. Заметки о детской литературе. М., 1975;
Разумневич В. Всем детям ровесники. М., 1980;
Трубина Л.А. Прилежаева Мария Павловна // Русские детские писатели XX в.:
Биобиблиографический словарь. М., 1997. С.350-353.
Е.К.Демиховская
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|