Сладков Николай Иванович [05.01.1920-28.06.1996]

Сладков Николай Иванович
       [5.1.1920, Москва — 28.6.1996, Москва]
       — прозаик.
       Родился в рабочей семье, где с уважением относились к книге. Отец — токарь по металлу; мать занималась домашним хозяйством и воспитанием троих детей. С 1929 по 1934 семья жила в Детском Селе под Ленинградом, где в обширных парках Сладков проводил все свободное время, чувствуя себя настоящим следопытом, раскрывающим тайны природы. Тогда же он стал вести дневник наблюдений, откуда некоторые записи впоследствии переросли в небольшие рассказы о жизни обитателей парка.
       В школьные годы Сладков занимался в кружке юных натуралистов при Зоологическом институте АН СССР под руководством видных ученых Б.К.Штегмана, Б.С.Виноградова, А.Н.Формозова. Там же Сладков познакомился с писателем-натуралистом В.В.Бианки; эта встреча определила литературное будущее Сладкова и стала началом долгой дружбы между ними.
       После окончания школы Сладков поступил в Гидрографический институт «Главсевморпути».
       Великая Отечественная война застала Сладкова на пути к Новой Земле, где намечалась учебная гидрографическая практика. Для получения военной специальности он перешел в Военно-топографическое училище и по окончании его в 1942 был направлен в топографический отряд Закавказского фронта. После войны служба в армии в качестве офицера-топографа продолжалась, одновременно и литературное. творчество принимало все более профессиональный характер. Поддерживались отношения с В.Бианки (преимущественно в письмах), который оставался благожелательным и строгим наставником Сладкова.
       Первая публикация — «Серебряный хвост» (1953) — была зрелой книгой отлично владеющего материалом писателя. Книга была хорошо принята не только читателями и критикой, замечена и таким мастером, как М.М.Пришвин, который писал автору: «Мне ваша книжечка понравилась... Вы высказываете мысль, над которой я бился полжизни» (Неуймина Н.К.— С.78).
       Основа каждого из рассказов книги — жизнь нетронутой природы. Она у Сладкова не фон, на котором происходят занимательные события, а главный предмет изучения и художественного описания. Автор испытывает к ней своеобразное родственное чувство и только поэтому может передать все происходящее в ней. При этом он осознает, что его взгляду доступен лишь малый уголок в мире неизведанного. А открывается этот мир лишь тому, кто проникается доверием и любовью ко всему живому.
       В 1955 вышла книга «Птенцы-хитрецы» (рис. Е.Чарушина), которая получила I премию на Всесоюзном конкурсе детской книги.
       В 1958 Сладков демобилизовался, переехал с семьей в Ленинград и целиком посвятил себя литературному труду. Сладков становится членом СП (1958); одна за другой появляются его книги: «Воробьишкина весна» (1959, 1967), «Трясогузкины письма», «Волшебные перышки» (обе — 1959), «Краешком глаза» (1960), «Планета чудес» (1962) и др.
       Герой многих рассказов Сладкова — зверь, птица, реже растение. Но в каждой книге есть страницы, где автор рисует нам и широкую картину природного мира, пестрого, густо населенного живностью; при этом каждое существо занимает здесь именно ему предназначенное место, у каждого есть дом. При бесконечном многообразии природы в ней царит разумный порядок. Каждое новое путешествие Сладкова, новое открытие подтверждают это. Раздвигая географические горизонты, меняя точки зрения, Сладков сохраняет взгляд на природную среду как на бесценное, не заменимое никакой цивилизацией обиталище человека во Вселенной.
       Сладков художественно осваивает и новые «территории» и вместе с тем новые, нередко малоизвестные читателю сферы природы. Так возникла «Подводная газета» (1966), жанровым прототипом которой была «Лесная газета» В.Бианки. В ней удачно сочетаются обзорные материалы («Мы вышли из моря», «Мы живем на морском дне» и т.п.), заметки о событиях под водой, своеобразная «перекличка» озер, рек, морей, загадки для любознательных и неожиданные отгадки, советы начинающим фотолюбителям. «Подводной газете» начинается ряд «экологических книг» Сладкова, среди которых заметное место занимает «Земля солнечного огня» (1971), посвященная природе пустыни. Автор здесь вновь использует прием сравнения незнакомого со знакомым: экзотический ландшафт пустыни похож на морской простор, барханы — как волны; песок, как вода, подернут ветровой рябью; так же неожиданно возникают губительные смерчи. Однако под опаленной солнцем поверхностью земли таится богатая, сложная жизнь, в которой Сладкову дорога каждая подробность, ибо она необходимая составная часть всей земной жизни.
       Что последняя цельна, едина, хотя и имеет столь несхожие формы в разных местах планеты,— это показывает Сладков в книгах, написанных после путешествий в Африку и Индию,— «Миомбо» (1976), «Белые тигры» (1981). В них различима нота тревоги за дикую природу, беспощадно теснимую повсюду деятельностью людей. А без нее, убежден автор, естественное равновесие в мире непоправимо нарушится. Поэтому все настойчивее звучит его призыв пересмотреть наши привычные отношения с природой, отказаться от насилия, пойти путем бережного изучения ее. Об этом Сладков начинает говорить с 1960-х и продолжает напоминать в последующих книгах: «Силуэты на облаках» (1972), «Свист диких крыльев» (1977) и др.

Соч.:
       СС: в 3 т. Л., 1987-88;
       Подводная газета. Л., 1966; 2-е изд., 1973;
       Под шапкой-невидимкой. Л., 1968; 2-е изд., 1986;
       Земля солнечного огня. Л., 1971;
       Силуэты на облаках. Л., 1972;
       Свист диких крыльев. Л., 1977;
       Белые тигры. Л., 1981.

Лит.:
       Хмельницкая Т.Ю. Голоса времени // Звезда. 1954. №5,
       Банк Н. Живому — жить // Нева. 1977. №10;
       Неуймина Н.К. Николай Сладков: Писатель и человек. Л., 1988.

С.А.Котельникова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:38:50 UTC