|
Солоневич Иван Лукьянович
[14(26).11.1891, с.Рудники Пружанского уезда Гродненской губ. — 24.4.1953,
Монтевидео; похоронен на Английском кладбище]
— прозаик, публицист, общественный деятель.
Родился в семье мелкого чиновника, сына сельского священника из крестьян,
ставшего известным публицистом, редактором «Гродненских губернских ведомостей».
Солоневич учился в гродненской гимназии. В 1909 семья переехала в г.Вильно, где
отец писателя стал издавать на деньги П.А.Столыпина газету «Северозападная
жизнь» первоначальное название — «Белорусская жизнь» (1911-15), защищавшую
интересы коренного населения, С этой газетой связано начало литературной
деятельности Солоневича. Процесс формирования его мировоззрения проходил в
обстановке противостояния русского православия и униатско-католической
культуры, двух полярных религий и идеологий. Опасаясь влияния революционных
настроений, отец отозвал Солоневича из гимназии. В 1912 он сдал экстерном замен
на аттестат зрелости во 2-й Виленской гимназии и поступил на юридический
факультет Петербургского университета. Солоневич активно занимался спортом —
гимнастикой, борьбой, тяжелой атлетикой. В 1914 он был вторым на Всероссийских
соревнованиях по поднятию тяжестей. Спорт сыграл самую позитивную роль в судьбе
писателя.
В начале Первой мировой войны Солоневич был призван рядовым в лейб-гвардии
Кексгольмский полк. Из-за близорукости миновал отправки на фронт. После
окончания университета (1916) Солоневича, со студенческих лет печатающийся в
газете «Новое время», поступает туда на постоянную работу (обозреватель
провинциальной печати). Здесь Солоневич прошел школу политической публицистики.
Сотрудников газеты М.О.Меньшикова, В.В.Розанова, Л.А.Тихомирова он назовет
своими учителями.
Падение русской монархии в марте 1917, Октябрьский переворот Солоневич
воспринял как трагедию России. Во время корниловского мятежа находился при
атамане А.И.Дутове в качестве представителя от спортивной молодежи. С приходом
к власти большевиков и с началом Гражданской войны Солоневич вместе с братом
Борисом покинул Петроград, оказался в Киеве, служил в пропагандистском аппарате
Белой армии.
В 1920 вместе с семьей был арестован одесской ЧК. После освобождения вновь
сотрудничал с белыми. Тиф помешал С. эмигрировать с остатками Белой армии. До
1926 Солоневич жил на юге России, работал «по спортивной части» в советских
профсоюзах, скрывал свое прошлое. Переехал в Москву, работал инспектором ВЦСПС
по физкультуре и спорту. Будучи корреспондентом профсоюзной газете «Труд» много
ездил по стране. Писал пособия по борьбе и гиревому спорту для милиции и войск
НКВЯ преподавал на курсах комсостава. Выпустил брошюры: «Календарь профсоюзного
физкультурника» (1928), «Гиревой спорт» (1928), «Тяжелая атлетика» (1929),
«Всесоюзный двухнедельник физкультуры профсоюзов. Сборник руководящих
материалов» (1929), «Внекружковая работа по физкультуре в профсоюзах» (1931),
«Летние физкультурные лагеря» (1931).
Семнадцатилетний опыт проживания в СССР убедил Солоневича в том, что
«узурпировавшие от имени рабочих и крестьян власть экспериментаторы
осуществляют тотальный геноцид» и что в «аране катастрофически возрастает
лагерное население <...> То, что я видел на пространстве <...> советских
территорий, определило для меня невозможность оставаться в России» (Россия в
концлагере // Кубань. 1991. №1. С.17). В 1932 Солоневич вместе с братом Борисом
(бывший инспектор физической подготовки Военно-морских сил, отбывший срокна
Соловках и ссылку в Сибири за нелегальное руководство скаутским движением) и
сыном Юрием пытался нелегально перейти советско-финскую границу. После
задержаниявсе трое были осуждены (Солоневич и брат Борис на 8 лет, Юрий на 3).
Наказание отбывали в лагерях Беломорско-Балтийского канала. В авг. 1934
Солоневичи осуществили побег в Финляндию, проделав за 16 дней 250 км. Эта
история описана Солоневичем в повести «Побег» (Север. 1992. №10).
В 1935 в журнале «Современные записки» (№58) Солоневич опубликовал повесть «В
деревне» о коллективизации. Находясь в фильтрационном лагере беженцев, написал
документально-публицистическую книгу «Россияв концлагере», где даны
свидетельские показания о сталинских трудовых лагерях.
По инициативе К.А.Фосса, активиста РОВСа, гимназического товарища Б.Солоневича,
в Финляндию приехал А.И.Гучков, бывший военный министр Временного
правительства, один из организаторов Февральского переворота и смещения Николая
II. По его протекции в 1935 Солоневич посетил Париж, был тепло принят
П.Н.Милюковым, редактором газеты «Последние новости». На ее страницах в
сокращенном варианте (17 очерков) печаталась «Россия в концлагере» (с 20 янв.
1935 по 22 марта 1936). Отдельным изданием вышлов 1936 в Софии. Книга имела
международный резонанс. Была переведена на многие европейские языки.
Летом 1936 Солоневич с семьей и братом переехал в Софию. На гонорары от книги
«Россия в концлагере» начал издавать монархическую газету «Голос России», в
которой вначале публиковал разоблачительные материалы о жизни в СССР (обзоры
советской прессы, свидетельства беженцев). При помощи газеты он намеревался
создать в дальнейшем сплоченную организацию народно-монархического направления,
цель которой — воспитание здорового монархического слоя общества, т.н.
штабс-капитанов. После падения большевизма они должны встать во главе
возрождающегося Отечества. Будущую Россию Солоневич представлял бессословной
монархией, опирающейся «на мужика и служилый люд». Эта идея легла в основу всей
пропагандистской деятельности Солоневича в эмиграции. Газета «Голос России»
вскоре резко меняет политический курс. Солоневич, именовавший себя русским
империалистом, резко начинает критиковать верхи эмиграции. Идейно расходится с
братом и недавними своими покровителями — А.И.Гучковым, П.Н.Милюковым и другими
лидерами эмиграции. Он считал их и других бывших представителей правящих
классов виновниками исторической катастрофы России. На страницах газеты
критиковал российскую либеральную интеллигенцию, масонов и других организаторов
смещения императора Николая II, ликвидации русской монархии. Позиция Солоневича
была неугодной не только многими эмигрантским организациям (РОВС,
«солидаристы»), но и НКВД. В руководстве РОВСа возникло подозрение в
провокационной деятельности Солоневича. В 1937 после громкого дела с похищением
генерала Е.С.Миллера Солоневич выступил в защиту «Внутренней линии», однако
вскоре отмежевался от нее, когда стало известно об организаторе похищения
генерале Н.В.Скоблине.
3 февр. 1938 на Солоневича, получившего по почте уведомление о вынесении ему
смертного приговора, было совершено покушение. От бомбы на его софийской
квартире погибла жена, Т.В.Солоневич, и секретарь редакции Н.П.Михайлов.
Солоневич с сыном чудом остались живы. Вину за взрыв Солоневич возлагал на
РОВС.
В авг. 1938 правительство Болгарии запретило издание «Голоса России». Солоневич
переехал в Берлин, начал выпуск нового монархического издания — «Нашей газеты»,
преемницы «Голоса России». В эти годы Солоневич увлекся фашизмом, видя в нем
правую альтернативу коммунизму и западной демократии. Он полагал, что
национал-социалистическая Германия может уничтожить коммунизм, поможет
развертыванию национальной революции в России, установлению народной монархии.
Солоневич написал Гитлеру меморандум под названием «Нашим друзьям», в котором
брал на себя обязательства разработать концепцию Белой идеи применительно к
условиям постбольшевистской России. «Наша газета» ужесточает критику
эмигрантских организаций. Вместе с генералами Туркулом, Меллером-Закомельским и
Бискубским Солоневич создает «Российский национальный фронт», призванный
объединить русских эмигрантов и выступить под знаменами Гитлера против
большевизма. В Германии на Солоневича было совершено шесть неудачных покушений.
Осенью 1941 у Солоневич наступает прозрение. Он игнорирует советы ведомства
Геббельса писать в своей газете о победоносном шествии армий вермахта. «Наша
газета» была закрыта, а Солоневич арестован. Около двух месяцев он провел в
берлинской тюрьме, затем выслан в провинцию (жил в деревне близ Темпельбурга),
под надзором гестапо. В конце войны оказался в английской оккупационной зоне,
избежал насильственной репатриации.
В 1948 Солоневич возвращается в Болгарию, основывает газету «Наша страна»,
тогда же переезжает в Буэнос-Айрес, продолжает издание газеты. В 1949 выпускает
книгу «Диктатура импотентов» — теоретическое исследование социализма, его
пророчеств и их реализации. «Жизнь страны — всякой страны,— писал Солоневич,—
определяется не героическими подвигами, не стахановскими достижениями, не
пятилетними и четырехлетними планами и не декламацией об этих планах. Она
определяется миллиардами маленьких усилий сотен миллионов маленьких людей»
(Диктатура импотентов. 1949. С.121).
Главное сочинение Солоневич — «Народная монархия» — труд, создававшейся в годы
войны (Буэнос-Айрес, 1954; М., 1991). Он посвящен «познанию русского народа и
его трагической судьбы. Ни один из выживших народов такой трагической судьбы не
имел» (С.138). По мнению Солоневича, народная монархия (в отличие от сословной)
есть идеал русского государственного устройства. Она существовала в России до
реформ Петра I и представляла собой соединение самодержавия и самоуправления.
После свержения власти большевиков именно народная монархия должна стать самой
эффективной формой государственного устройства России. «Никакие мерки, рецепты,
программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, — неприменимы
для русской государственности, русской национальноети, русской культуры (С.16).
Русская политическая мысль, по утверждению Солоневича, может быть русской
политической мыслью тогда только, когда она исходит из русских
национально-исторических предпосылок. «Политической организацией русского
народа на его низах было самоуправление, а политической организацией народа в
его целом было Самодержавие. Это исключительно русское явление, не диктатура
аристократии под вывеской "просвещенного абсолютизма", не диктатура капитала,
подаваемая под соусом "демократия", не диктатура бюрократии, реализуемая в
форме социализма, а "диктатура совести, диктатура православной совести"».
(С.56). Понятие «соборная монархия» означает «совершенно конкретное
историческое явление <...> это была самая совершенная форма государственного
устройства, какая только известна человеческой истории. И она не была утопией,
она была фактом» (С.101). Солоневич настаивал на превосходстве царской власти:
«Царь есть прежде всего общественное равновесие. При нарушении этого равновесия
промышленники создадут плутократию, военные — милитаризм, духовные —
клерикализм, а интеллигенция — любой "изм", какой только будет в книжной моде в
данный исторический момент» (С.374).
Суть народно-монархического движения сводится к двум ипостасям: «Народу — сила
мнения. Царю — сила власти» (И. Аксаков) и «Русская монархия это есть не
произвол одного лица, а система учреждений» (Л.Тихомиров) (С.47). Солоневич
доказывает природную естественность и историческую целесообразность царского
самодержавия в России, его органическую связь с народным миропониманием.
Анализируя три формы гос. власти — монархия, республика, диктатура,— Солоневич
приходит к выводу в пользу первой из них и именно в такой православной стране,
как Россия. «Православие есть самая оптимистическая религия мира. Православие
исходит из того предположения, что человек по природе добр, а если и делает
зло, то потому, что "соблазны". Если мы удалим "соблазны", то останется, так
сказать, химически чистое добро. По крайней мере, в земном смысле этого слова.
Наследник Престола, потом обладатель Престола ставится в такие условия, при
которых соблазны сводятся если не к нулю, то к минимуму. Он заранее обеспечен
всем. При рождении он получает ордена, которых заслужить, конечно, не успел, и
соблазн тщеславия ликвидируется в зародыше. Он абсолютно обеспечен материально
— соблазн стяжания ликвидируется в зародыше. Он есть Единственный, имеющий
Право, — отпадает конкуренция, и все то, что с ней связано. Все организовано
так, чтобы личная судьба индивидуальности была бы спаяна в одно целое с судьбой
нации. Все то, что хотела бы для себя иметь личность, все уже дано. И личность
автоматически сливается с общим благом» (С.89). «Самодержавие в России
принципиально отличается от западного абсолютизма, введенного у нас Петром I.
Западный абсолютизм — это диктатура закона, русское самодержавие, по
определению Владимира Соловьева, "диктатура совести"» (С. 89).
Значительное внимание в «Народной монархии» уделено русской классической
литературе, которую Солоневич назвал «кривым зеркалом» (С.156). «Психология
народа не может быть понята по его литературе. Литература отражает только
отдельные клочки национального быта — и, кроме того, клочки, резко окрашенные в
цвет лорнета наблюдателя. <...> Русскую психологию характеризуют не худож.
вымыслы писателей, а реальные факты исторической жизни.
Не Обломовы, а Дежневы, не Плюшкины, а Минины, не Колупаевы, а Строгановы, не
"непротивление злу", а Суворовы, не "анархические наклонности русского народа",
а его глубочайший и широчайший во всей истории человечества государственный
инстинкт» (С.22). По мнению Солоневич, русская классика отразила «много
слабостей России и не отразила ни одной из ее сильных сторон: ни военной мощи,
ни наших организованных талантов, ни наших беспримерных в истории человечества
воли, настойчивости и упорства — ничего этого наша литература не заметила
вовсе» (С.164-165).
Разработанная Солоневич социально-философская доктрина легла в основу идеологии
созданного им же народно-монархического (штабс-капитанского) движения.
Соч.:
Диктатура импотентов: социализм, его пророчества и их реализация. Буэнос-Айрес,
1949;
Памир: Советские зарисовки. София, 1937;
Памир — открыватели новых земель: Роман во дворце труда. Буэнос-Айрес, 1953;
Великая фальшивка февраля // Москвитянин. 1991. Вып. 1;
Народная монархия. М., 1991;
Белая империя. Статьи 1936-1940. М., 1997;
Шанхай: Дальневосточная группа Российского народно-имперского
(штабс-капитанского) движения. М., 1997;
Россия в концлагере. М., 1999;
Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. М., 2003.
Лит.:
Чернавин Б. В союзе с Троцким. Прага, 1937;
Дьяков И. Дело, которое больше нас: К 100-летию со дня рождения И.Л.Солоневича
// Наш современник. 1991. №11;
Пайщиков А.П. Дар судьбы // Народная монархия. М., 1991. С.497-511;
Котеико И. Иван Солоневич ищет Россию // Москва. 1993. №5;
Никандров Нил. Иван Солоневич возвращается с чужбины // Латинская Америка.
1997. №2.
В.Н.Ченцов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|