AZ-libr.ру

информационный портал





Солоневич Иван Лукьянович [26.11.1891-24.04.1953]

Солоневич Иван Лукьянович
       [14(26).11.1891, с.Рудники Пружанского уезда Гродненской губ. — 24.4.1953, Монтевидео; похоронен на Английском кладбище]
       — прозаик, публицист, общественный деятель.
       Родился в семье мелкого чиновника, сына сельского священника из крестьян, ставшего известным публицистом, редактором «Гродненских губернских ведомостей». Солоневич учился в гродненской гимназии. В 1909 семья переехала в г.Вильно, где отец писателя стал издавать на деньги П.А.Столыпина газету «Северозападная жизнь» первоначальное название — «Белорусская жизнь» (1911-15), защищавшую интересы коренного населения, С этой газетой связано начало литературной деятельности Солоневича. Процесс формирования его мировоззрения проходил в обстановке противостояния русского православия и униатско-католической культуры, двух полярных религий и идеологий. Опасаясь влияния революционных настроений, отец отозвал Солоневича из гимназии. В 1912 он сдал экстерном замен на аттестат зрелости во 2-й Виленской гимназии и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Солоневич активно занимался спортом — гимнастикой, борьбой, тяжелой атлетикой. В 1914 он был вторым на Всероссийских соревнованиях по поднятию тяжестей. Спорт сыграл самую позитивную роль в судьбе писателя.
       В начале Первой мировой войны Солоневич был призван рядовым в лейб-гвардии Кексгольмский полк. Из-за близорукости миновал отправки на фронт. После окончания университета (1916) Солоневича, со студенческих лет печатающийся в газете «Новое время», поступает туда на постоянную работу (обозреватель провинциальной печати). Здесь Солоневич прошел школу политической публицистики. Сотрудников газеты М.О.Меньшикова, В.В.Розанова, Л.А.Тихомирова он назовет своими учителями.
       Падение русской монархии в марте 1917, Октябрьский переворот Солоневич воспринял как трагедию России. Во время корниловского мятежа находился при атамане А.И.Дутове в качестве представителя от спортивной молодежи. С приходом к власти большевиков и с началом Гражданской войны Солоневич вместе с братом Борисом покинул Петроград, оказался в Киеве, служил в пропагандистском аппарате Белой армии.
       В 1920 вместе с семьей был арестован одесской ЧК. После освобождения вновь сотрудничал с белыми. Тиф помешал С. эмигрировать с остатками Белой армии. До 1926 Солоневич жил на юге России, работал «по спортивной части» в советских профсоюзах, скрывал свое прошлое. Переехал в Москву, работал инспектором ВЦСПС по физкультуре и спорту. Будучи корреспондентом профсоюзной газете «Труд» много ездил по стране. Писал пособия по борьбе и гиревому спорту для милиции и войск НКВЯ преподавал на курсах комсостава. Выпустил брошюры: «Календарь профсоюзного физкультурника» (1928), «Гиревой спорт» (1928), «Тяжелая атлетика» (1929), «Всесоюзный двухнедельник физкультуры профсоюзов. Сборник руководящих материалов» (1929), «Внекружковая работа по физкультуре в профсоюзах» (1931), «Летние физкультурные лагеря» (1931).
       Семнадцатилетний опыт проживания в СССР убедил Солоневича в том, что «узурпировавшие от имени рабочих и крестьян власть экспериментаторы осуществляют тотальный геноцид» и что в «аране катастрофически возрастает лагерное население <...> То, что я видел на пространстве <...> советских территорий, определило для меня невозможность оставаться в России» (Россия в концлагере // Кубань. 1991. №1. С.17). В 1932 Солоневич вместе с братом Борисом (бывший инспектор физической подготовки Военно-морских сил, отбывший срокна Соловках и ссылку в Сибири за нелегальное руководство скаутским движением) и сыном Юрием пытался нелегально перейти советско-финскую границу. После задержаниявсе трое были осуждены (Солоневич и брат Борис на 8 лет, Юрий на 3). Наказание отбывали в лагерях Беломорско-Балтийского канала. В авг. 1934 Солоневичи осуществили побег в Финляндию, проделав за 16 дней 250 км. Эта история описана Солоневичем в повести «Побег» (Север. 1992. №10).
       В 1935 в журнале «Современные записки» (№58) Солоневич опубликовал повесть «В деревне» о коллективизации. Находясь в фильтрационном лагере беженцев, написал документально-публицистическую книгу «Россияв концлагере», где даны свидетельские показания о сталинских трудовых лагерях.
       По инициативе К.А.Фосса, активиста РОВСа, гимназического товарища Б.Солоневича, в Финляндию приехал А.И.Гучков, бывший военный министр Временного правительства, один из организаторов Февральского переворота и смещения Николая II. По его протекции в 1935 Солоневич посетил Париж, был тепло принят П.Н.Милюковым, редактором газеты «Последние новости». На ее страницах в сокращенном варианте (17 очерков) печаталась «Россия в концлагере» (с 20 янв. 1935 по 22 марта 1936). Отдельным изданием вышлов 1936 в Софии. Книга имела международный резонанс. Была переведена на многие европейские языки.
       Летом 1936 Солоневич с семьей и братом переехал в Софию. На гонорары от книги «Россия в концлагере» начал издавать монархическую газету «Голос России», в которой вначале публиковал разоблачительные материалы о жизни в СССР (обзоры советской прессы, свидетельства беженцев). При помощи газеты он намеревался создать в дальнейшем сплоченную организацию народно-монархического направления, цель которой — воспитание здорового монархического слоя общества, т.н. штабс-капитанов. После падения большевизма они должны встать во главе возрождающегося Отечества. Будущую Россию Солоневич представлял бессословной монархией, опирающейся «на мужика и служилый люд». Эта идея легла в основу всей пропагандистской деятельности Солоневича в эмиграции. Газета «Голос России» вскоре резко меняет политический курс. Солоневич, именовавший себя русским империалистом, резко начинает критиковать верхи эмиграции. Идейно расходится с братом и недавними своими покровителями — А.И.Гучковым, П.Н.Милюковым и другими лидерами эмиграции. Он считал их и других бывших представителей правящих классов виновниками исторической катастрофы России. На страницах газеты критиковал российскую либеральную интеллигенцию, масонов и других организаторов смещения императора Николая II, ликвидации русской монархии. Позиция Солоневича была неугодной не только многими эмигрантским организациям (РОВС, «солидаристы»), но и НКВД. В руководстве РОВСа возникло подозрение в провокационной деятельности Солоневича. В 1937 после громкого дела с похищением генерала Е.С.Миллера Солоневич выступил в защиту «Внутренней линии», однако вскоре отмежевался от нее, когда стало известно об организаторе похищения генерале Н.В.Скоблине.
       3 февр. 1938 на Солоневича, получившего по почте уведомление о вынесении ему смертного приговора, было совершено покушение. От бомбы на его софийской квартире погибла жена, Т.В.Солоневич, и секретарь редакции Н.П.Михайлов. Солоневич с сыном чудом остались живы. Вину за взрыв Солоневич возлагал на РОВС.
       В авг. 1938 правительство Болгарии запретило издание «Голоса России». Солоневич переехал в Берлин, начал выпуск нового монархического издания — «Нашей газеты», преемницы «Голоса России». В эти годы Солоневич увлекся фашизмом, видя в нем правую альтернативу коммунизму и западной демократии. Он полагал, что национал-социалистическая Германия может уничтожить коммунизм, поможет развертыванию национальной революции в России, установлению народной монархии. Солоневич написал Гитлеру меморандум под названием «Нашим друзьям», в котором брал на себя обязательства разработать концепцию Белой идеи применительно к условиям постбольшевистской России. «Наша газета» ужесточает критику эмигрантских организаций. Вместе с генералами Туркулом, Меллером-Закомельским и Бискубским Солоневич создает «Российский национальный фронт», призванный объединить русских эмигрантов и выступить под знаменами Гитлера против большевизма. В Германии на Солоневича было совершено шесть неудачных покушений.
       Осенью 1941 у Солоневич наступает прозрение. Он игнорирует советы ведомства Геббельса писать в своей газете о победоносном шествии армий вермахта. «Наша газета» была закрыта, а Солоневич арестован. Около двух месяцев он провел в берлинской тюрьме, затем выслан в провинцию (жил в деревне близ Темпельбурга), под надзором гестапо. В конце войны оказался в английской оккупационной зоне, избежал насильственной репатриации.
       В 1948 Солоневич возвращается в Болгарию, основывает газету «Наша страна», тогда же переезжает в Буэнос-Айрес, продолжает издание газеты. В 1949 выпускает книгу «Диктатура импотентов» — теоретическое исследование социализма, его пророчеств и их реализации. «Жизнь страны — всякой страны,— писал Солоневич,— определяется не героическими подвигами, не стахановскими достижениями, не пятилетними и четырехлетними планами и не декламацией об этих планах. Она определяется миллиардами маленьких усилий сотен миллионов маленьких людей» (Диктатура импотентов. 1949. С.121).
       Главное сочинение Солоневич — «Народная монархия» — труд, создававшейся в годы войны (Буэнос-Айрес, 1954; М., 1991). Он посвящен «познанию русского народа и его трагической судьбы. Ни один из выживших народов такой трагической судьбы не имел» (С.138). По мнению Солоневича, народная монархия (в отличие от сословной) есть идеал русского государственного устройства. Она существовала в России до реформ Петра I и представляла собой соединение самодержавия и самоуправления. После свержения власти большевиков именно народная монархия должна стать самой эффективной формой государственного устройства России. «Никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, — неприменимы для русской государственности, русской национальноети, русской культуры (С.16). Русская политическая мысль, по утверждению Солоневича, может быть русской политической мыслью тогда только, когда она исходит из русских национально-исторических предпосылок. «Политической организацией русского народа на его низах было самоуправление, а политической организацией народа в его целом было Самодержавие. Это исключительно русское явление, не диктатура аристократии под вывеской "просвещенного абсолютизма", не диктатура капитала, подаваемая под соусом "демократия", не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, а "диктатура совести, диктатура православной совести"». (С.56). Понятие «соборная монархия» означает «совершенно конкретное историческое явление <...> это была самая совершенная форма государственного устройства, какая только известна человеческой истории. И она не была утопией, она была фактом» (С.101). Солоневич настаивал на превосходстве царской власти: «Царь есть прежде всего общественное равновесие. При нарушении этого равновесия промышленники создадут плутократию, военные — милитаризм, духовные — клерикализм, а интеллигенция — любой "изм", какой только будет в книжной моде в данный исторический момент» (С.374).
       Суть народно-монархического движения сводится к двум ипостасям: «Народу — сила мнения. Царю — сила власти» (И. Аксаков) и «Русская монархия это есть не произвол одного лица, а система учреждений» (Л.Тихомиров) (С.47). Солоневич доказывает природную естественность и историческую целесообразность царского самодержавия в России, его органическую связь с народным миропониманием. Анализируя три формы гос. власти — монархия, республика, диктатура,— Солоневич приходит к выводу в пользу первой из них и именно в такой православной стране, как Россия. «Православие есть самая оптимистическая религия мира. Православие исходит из того предположения, что человек по природе добр, а если и делает зло, то потому, что "соблазны". Если мы удалим "соблазны", то останется, так сказать, химически чистое добро. По крайней мере, в земном смысле этого слова. Наследник Престола, потом обладатель Престола ставится в такие условия, при которых соблазны сводятся если не к нулю, то к минимуму. Он заранее обеспечен всем. При рождении он получает ордена, которых заслужить, конечно, не успел, и соблазн тщеславия ликвидируется в зародыше. Он абсолютно обеспечен материально — соблазн стяжания ликвидируется в зародыше. Он есть Единственный, имеющий Право, — отпадает конкуренция, и все то, что с ней связано. Все организовано так, чтобы личная судьба индивидуальности была бы спаяна в одно целое с судьбой нации. Все то, что хотела бы для себя иметь личность, все уже дано. И личность автоматически сливается с общим благом» (С.89). «Самодержавие в России принципиально отличается от западного абсолютизма, введенного у нас Петром I. Западный абсолютизм — это диктатура закона, русское самодержавие, по определению Владимира Соловьева, "диктатура совести"» (С. 89).
       Значительное внимание в «Народной монархии» уделено русской классической литературе, которую Солоневич назвал «кривым зеркалом» (С.156). «Психология народа не может быть понята по его литературе. Литература отражает только отдельные клочки национального быта — и, кроме того, клочки, резко окрашенные в цвет лорнета наблюдателя. <...> Русскую психологию характеризуют не худож. вымыслы писателей, а реальные факты исторической жизни.
       Не Обломовы, а Дежневы, не Плюшкины, а Минины, не Колупаевы, а Строгановы, не "непротивление злу", а Суворовы, не "анархические наклонности русского народа", а его глубочайший и широчайший во всей истории человечества государственный инстинкт» (С.22). По мнению Солоневич, русская классика отразила «много слабостей России и не отразила ни одной из ее сильных сторон: ни военной мощи, ни наших организованных талантов, ни наших беспримерных в истории человечества воли, настойчивости и упорства — ничего этого наша литература не заметила вовсе» (С.164-165).
       Разработанная Солоневич социально-философская доктрина легла в основу идеологии созданного им же народно-монархического (штабс-капитанского) движения.

Соч.:
       Диктатура импотентов: социализм, его пророчества и их реализация. Буэнос-Айрес, 1949;
       Памир: Советские зарисовки. София, 1937;
       Памир — открыватели новых земель: Роман во дворце труда. Буэнос-Айрес, 1953;
       Великая фальшивка февраля // Москвитянин. 1991. Вып. 1;
       Народная монархия. М., 1991;
       Белая империя. Статьи 1936-1940. М., 1997;
       Шанхай: Дальневосточная группа Российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения. М., 1997;
       Россия в концлагере. М., 1999;
       Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. М., 2003.

Лит.:
       Чернавин Б. В союзе с Троцким. Прага, 1937;
       Дьяков И. Дело, которое больше нас: К 100-летию со дня рождения И.Л.Солоневича // Наш современник. 1991. №11;
       Пайщиков А.П. Дар судьбы // Народная монархия. М., 1991. С.497-511;
       Котеико И. Иван Солоневич ищет Россию // Москва. 1993. №5;
       Никандров Нил. Иван Солоневич возвращается с чужбины // Латинская Америка. 1997. №2.

В.Н.Ченцов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:38:50 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"