  | 
 
Солоневич Иван Лукьянович 
       
[14(26).11.1891, с.Рудники Пружанского уезда Гродненской губ. — 24.4.1953, 
Монтевидео; похоронен на Английском кладбище] 
       
— прозаик, публицист, общественный деятель. 
       
Родился в семье мелкого чиновника, сына сельского священника из крестьян, 
ставшего известным публицистом, редактором «Гродненских губернских ведомостей». 
Солоневич учился в гродненской гимназии. В 1909 семья переехала в г.Вильно, где 
отец писателя стал издавать на деньги П.А.Столыпина газету «Северозападная 
жизнь» первоначальное название — «Белорусская жизнь» (1911-15), защищавшую 
интересы коренного населения, С этой газетой связано начало литературной 
деятельности Солоневича. Процесс формирования его мировоззрения проходил в 
обстановке противостояния русского православия и униатско-католической 
культуры, двух полярных религий и идеологий. Опасаясь влияния революционных 
настроений, отец отозвал Солоневича из гимназии. В 1912 он сдал экстерном замен 
на аттестат зрелости во 2-й Виленской гимназии и поступил на юридический 
факультет Петербургского университета. Солоневич активно занимался спортом — 
гимнастикой, борьбой, тяжелой атлетикой. В 1914 он был вторым на Всероссийских 
соревнованиях по поднятию тяжестей. Спорт сыграл самую позитивную роль в судьбе 
писателя. 
       
В начале Первой мировой войны Солоневич был призван рядовым в лейб-гвардии 
Кексгольмский полк. Из-за близорукости миновал отправки на фронт. После 
окончания университета (1916) Солоневича, со студенческих лет печатающийся в 
газете «Новое время», поступает туда на постоянную работу (обозреватель 
провинциальной печати). Здесь Солоневич прошел школу политической публицистики. 
Сотрудников газеты М.О.Меньшикова, В.В.Розанова, Л.А.Тихомирова он назовет 
своими учителями. 
       
Падение русской монархии в марте 1917, Октябрьский переворот Солоневич 
воспринял как трагедию России. Во время корниловского мятежа находился при 
атамане А.И.Дутове в качестве представителя от спортивной молодежи. С приходом 
к власти большевиков и с началом Гражданской войны Солоневич вместе с братом 
Борисом покинул Петроград, оказался в Киеве, служил в пропагандистском аппарате 
Белой армии.  
       
В 1920 вместе с семьей был арестован одесской ЧК. После освобождения вновь 
сотрудничал с белыми. Тиф помешал С. эмигрировать с остатками Белой армии. До 
1926 Солоневич жил на юге России, работал «по спортивной части» в советских 
профсоюзах, скрывал свое прошлое. Переехал в Москву, работал инспектором ВЦСПС 
по физкультуре и спорту. Будучи корреспондентом профсоюзной газете «Труд» много 
ездил по стране. Писал пособия по борьбе и гиревому спорту для милиции и войск 
НКВЯ преподавал на курсах комсостава. Выпустил брошюры: «Календарь профсоюзного 
физкультурника» (1928), «Гиревой спорт» (1928), «Тяжелая атлетика» (1929), 
«Всесоюзный двухнедельник физкультуры профсоюзов. Сборник руководящих 
материалов» (1929), «Внекружковая работа по физкультуре в профсоюзах» (1931), 
«Летние физкультурные лагеря» (1931). 
       
Семнадцатилетний опыт проживания в СССР убедил Солоневича в том, что 
«узурпировавшие от имени рабочих и крестьян власть экспериментаторы 
осуществляют тотальный геноцид» и что в «аране катастрофически возрастает 
лагерное население <...> То, что я видел на пространстве <...> советских 
территорий, определило для меня невозможность оставаться в России» (Россия в 
концлагере // Кубань. 1991. №1. С.17). В 1932 Солоневич вместе с братом Борисом 
(бывший инспектор физической подготовки Военно-морских сил, отбывший срокна 
Соловках и ссылку в Сибири за нелегальное руководство скаутским движением) и 
сыном Юрием пытался нелегально перейти советско-финскую границу. После 
задержаниявсе трое были осуждены (Солоневич и брат Борис на 8 лет, Юрий на 3). 
Наказание отбывали в лагерях Беломорско-Балтийского канала. В авг. 1934 
Солоневичи осуществили побег в Финляндию, проделав за 16 дней 250 км. Эта 
история описана Солоневичем в повести «Побег» (Север. 1992. №10).  
       
В 1935 в журнале «Современные записки» (№58) Солоневич опубликовал повесть «В 
деревне» о коллективизации. Находясь в фильтрационном лагере беженцев, написал 
документально-публицистическую книгу «Россияв концлагере», где даны 
свидетельские показания о сталинских трудовых лагерях. 
       
По инициативе К.А.Фосса, активиста РОВСа, гимназического товарища Б.Солоневича, 
в Финляндию приехал А.И.Гучков, бывший военный министр Временного 
правительства, один из организаторов Февральского переворота и смещения Николая 
II. По его протекции в 1935 Солоневич посетил Париж, был тепло принят 
П.Н.Милюковым, редактором газеты «Последние новости». На ее страницах в 
сокращенном варианте (17 очерков) печаталась «Россия в концлагере» (с 20 янв. 
1935 по 22 марта 1936). Отдельным изданием вышлов 1936 в Софии. Книга имела 
международный резонанс. Была переведена на многие европейские языки. 
       
Летом 1936 Солоневич с семьей и братом переехал в Софию. На гонорары от книги 
«Россия в концлагере» начал издавать монархическую газету «Голос России», в 
которой вначале публиковал разоблачительные материалы о жизни в СССР (обзоры 
советской прессы, свидетельства беженцев). При помощи газеты он намеревался 
создать в дальнейшем сплоченную организацию народно-монархического направления, 
цель которой — воспитание здорового монархического слоя общества, т.н. 
штабс-капитанов. После падения большевизма они должны встать во главе 
возрождающегося Отечества. Будущую Россию Солоневич представлял бессословной 
монархией, опирающейся «на мужика и служилый люд». Эта идея легла в основу всей 
пропагандистской деятельности Солоневича в эмиграции. Газета «Голос России» 
вскоре резко меняет политический курс. Солоневич, именовавший себя русским 
империалистом, резко начинает критиковать верхи эмиграции. Идейно расходится с 
братом и недавними своими покровителями — А.И.Гучковым, П.Н.Милюковым и другими 
лидерами эмиграции. Он считал их и других бывших представителей правящих 
классов виновниками исторической катастрофы России. На страницах газеты 
критиковал российскую либеральную интеллигенцию, масонов и других организаторов 
смещения императора Николая II, ликвидации русской монархии. Позиция Солоневича 
была неугодной не только многими эмигрантским организациям (РОВС, 
«солидаристы»), но и НКВД. В руководстве РОВСа возникло подозрение в 
провокационной деятельности Солоневича. В 1937 после громкого дела с похищением 
генерала Е.С.Миллера Солоневич выступил в защиту «Внутренней линии», однако 
вскоре отмежевался от нее, когда стало известно об организаторе похищения 
генерале Н.В.Скоблине. 
       
3 февр. 1938 на Солоневича, получившего по почте уведомление о вынесении ему 
смертного приговора, было совершено покушение. От бомбы на его софийской 
квартире погибла жена, Т.В.Солоневич, и секретарь редакции Н.П.Михайлов. 
Солоневич с сыном чудом остались живы. Вину за взрыв Солоневич возлагал на 
РОВС. 
       
В авг. 1938 правительство Болгарии запретило издание «Голоса России». Солоневич 
переехал в Берлин, начал выпуск нового монархического издания — «Нашей газеты», 
преемницы «Голоса России». В эти годы Солоневич увлекся фашизмом, видя в нем 
правую альтернативу коммунизму и западной демократии. Он полагал, что 
национал-социалистическая Германия может уничтожить коммунизм, поможет 
развертыванию национальной революции в России, установлению народной монархии. 
Солоневич написал Гитлеру меморандум под названием «Нашим друзьям», в котором 
брал на себя обязательства разработать концепцию Белой идеи применительно к 
условиям постбольшевистской России. «Наша газета» ужесточает критику 
эмигрантских организаций. Вместе с генералами Туркулом, Меллером-Закомельским и 
Бискубским Солоневич создает «Российский национальный фронт», призванный 
объединить русских эмигрантов и выступить под знаменами Гитлера против 
большевизма. В Германии на Солоневича было совершено шесть неудачных покушений. 
       
Осенью 1941 у Солоневич наступает прозрение. Он игнорирует советы ведомства 
Геббельса писать в своей газете о победоносном шествии армий вермахта. «Наша 
газета» была закрыта, а Солоневич арестован. Около двух месяцев он провел в 
берлинской тюрьме, затем выслан в провинцию (жил в деревне близ Темпельбурга), 
под надзором гестапо. В конце войны оказался в английской оккупационной зоне, 
избежал насильственной репатриации. 
       
В 1948 Солоневич возвращается в Болгарию, основывает газету «Наша страна», 
тогда же переезжает в Буэнос-Айрес, продолжает издание газеты. В 1949 выпускает 
книгу «Диктатура импотентов» — теоретическое исследование социализма, его 
пророчеств и их реализации. «Жизнь страны — всякой страны,— писал Солоневич,— 
определяется не героическими подвигами, не стахановскими достижениями, не 
пятилетними и четырехлетними планами и не декламацией об этих планах. Она 
определяется миллиардами маленьких усилий сотен миллионов маленьких людей» 
(Диктатура импотентов. 1949. С.121). 
       
Главное сочинение Солоневич — «Народная монархия» — труд, создававшейся в годы 
войны (Буэнос-Айрес, 1954; М., 1991). Он посвящен «познанию русского народа и 
его трагической судьбы. Ни один из выживших народов такой трагической судьбы не 
имел» (С.138). По мнению Солоневича, народная монархия (в отличие от сословной) 
есть идеал русского государственного устройства. Она существовала в России до 
реформ Петра I и представляла собой соединение самодержавия и самоуправления. 
После свержения власти большевиков именно народная монархия должна стать самой 
эффективной формой государственного устройства России. «Никакие мерки, рецепты, 
программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, — неприменимы 
для русской государственности, русской национальноети, русской культуры (С.16). 
Русская политическая мысль, по утверждению Солоневича, может быть русской 
политической мыслью тогда только, когда она исходит из русских 
национально-исторических предпосылок. «Политической организацией русского 
народа на его низах было самоуправление, а политической организацией народа в 
его целом было Самодержавие. Это исключительно русское явление, не диктатура 
аристократии под вывеской "просвещенного абсолютизма", не диктатура капитала, 
подаваемая под соусом "демократия", не диктатура бюрократии, реализуемая в 
форме социализма, а "диктатура совести, диктатура православной совести"». 
(С.56). Понятие «соборная монархия» означает «совершенно конкретное 
историческое явление <...> это была самая совершенная форма государственного 
устройства, какая только известна человеческой истории. И она не была утопией, 
она была фактом» (С.101). Солоневич настаивал на превосходстве царской власти: 
«Царь есть прежде всего общественное равновесие. При нарушении этого равновесия 
промышленники создадут плутократию, военные — милитаризм, духовные — 
клерикализм, а интеллигенция — любой "изм", какой только будет в книжной моде в 
данный исторический момент» (С.374). 
       
Суть народно-монархического движения сводится к двум ипостасям: «Народу — сила 
мнения. Царю — сила власти» (И. Аксаков) и «Русская монархия это есть не 
произвол одного лица, а система учреждений» (Л.Тихомиров) (С.47). Солоневич 
доказывает природную естественность и историческую целесообразность царского 
самодержавия в России, его органическую связь с народным миропониманием. 
Анализируя три формы гос. власти — монархия, республика, диктатура,— Солоневич 
приходит к выводу в пользу первой из них и именно в такой православной стране, 
как Россия. «Православие есть самая оптимистическая религия мира. Православие 
исходит из того предположения, что человек по природе добр, а если и делает 
зло, то потому, что "соблазны". Если мы удалим "соблазны", то останется, так 
сказать, химически чистое добро. По крайней мере, в земном смысле этого слова. 
Наследник Престола, потом обладатель Престола ставится в такие условия, при 
которых соблазны сводятся если не к нулю, то к минимуму. Он заранее обеспечен 
всем. При рождении он получает ордена, которых заслужить, конечно, не успел, и 
соблазн тщеславия ликвидируется в зародыше. Он абсолютно обеспечен материально 
— соблазн стяжания ликвидируется в зародыше. Он есть Единственный, имеющий 
Право, — отпадает конкуренция, и все то, что с ней связано. Все организовано 
так, чтобы личная судьба индивидуальности была бы спаяна в одно целое с судьбой 
нации. Все то, что хотела бы для себя иметь личность, все уже дано. И личность 
автоматически сливается с общим благом» (С.89). «Самодержавие в России 
принципиально отличается от западного абсолютизма, введенного у нас Петром I. 
Западный абсолютизм — это диктатура закона, русское самодержавие, по 
определению Владимира Соловьева, "диктатура совести"» (С. 89). 
       
Значительное внимание в «Народной монархии» уделено русской классической 
литературе, которую Солоневич назвал «кривым зеркалом» (С.156). «Психология 
народа не может быть понята по его литературе. Литература отражает только 
отдельные клочки национального быта — и, кроме того, клочки, резко окрашенные в 
цвет лорнета наблюдателя. <...> Русскую психологию характеризуют не худож. 
вымыслы писателей, а реальные факты исторической жизни. 
       
Не Обломовы, а Дежневы, не Плюшкины, а Минины, не Колупаевы, а Строгановы, не 
"непротивление злу", а Суворовы, не "анархические наклонности русского народа", 
а его глубочайший и широчайший во всей истории человечества государственный 
инстинкт» (С.22). По мнению Солоневич, русская классика отразила «много 
слабостей России и не отразила ни одной из ее сильных сторон: ни военной мощи, 
ни наших организованных талантов, ни наших беспримерных в истории человечества 
воли, настойчивости и упорства — ничего этого наша литература не заметила 
вовсе» (С.164-165). 
       
Разработанная Солоневич социально-философская доктрина легла в основу идеологии 
созданного им же народно-монархического (штабс-капитанского) движения.
 
Соч.: 
       
Диктатура импотентов: социализм, его пророчества и их реализация. Буэнос-Айрес, 
1949;  
       
Памир: Советские зарисовки. София, 1937;  
       
Памир — открыватели новых земель: Роман во дворце труда. Буэнос-Айрес, 1953;  
       
Великая фальшивка февраля // Москвитянин. 1991. Вып. 1;  
       
Народная монархия. М., 1991;  
       
Белая империя. Статьи 1936-1940. М., 1997;  
       
Шанхай: Дальневосточная группа Российского народно-имперского 
(штабс-капитанского) движения. М., 1997;  
       
Россия в концлагере. М., 1999;  
       
Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. М., 2003.
 
Лит.: 
       
Чернавин Б. В союзе с Троцким. Прага, 1937;  
       
Дьяков И. Дело, которое больше нас: К 100-летию со дня рождения И.Л.Солоневича 
// Наш современник. 1991. №11;  
       
Пайщиков А.П. Дар судьбы // Народная монархия. М., 1991. С.497-511;  
       
Котеико И. Иван Солоневич ищет Россию // Москва. 1993. №5;  
       
Никандров Нил. Иван Солоневич возвращается с чужбины // Латинская Америка. 
1997. №2.
 
В.Н.Ченцов 
 
 
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
 
Оглавление | Все источники 
 | 
 
 
 
 
 
 |