Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи


Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
       1. Суд, прокурор, следователь исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным Судом Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
       2. При исполнении запроса применяются нормы настоящего Кодекса, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.
       3. При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.
       4. Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

Комм. Быкова Е.В.
Комм. Щерба С.П.

       1. Оказание правовой помощи не может выходить за пределы объема, предусмотренного международными договорами (ст.6 Протокола 1997 г. к Минской конвенции).
       Взаимодействие по уголовному делу осуществляется только в отношении общеуголовных преступлений. В этой связи важное значение приобретает развитость уголовно-процессуального законодательства Договаривающихся Сторон, каждая из которых способна выполнить только такие следственные действия, которые предусмотрены ее законодательством. При этом нельзя требовать от другой Стороны расширения их перечня до уровня собственного законодательства, так как при заключении договора каждая Сторона исходит из имеющегося законодательства своего государства.
       Законодательство Договаривающихся Сторон должно содержать соответствующий перечень следственных и судебных действий, выполненных за рубежом. Правовая помощь по уголовным делам не может касаться принятия процессуальных решений. Зарубежные, а равно и российские компетентные органы вправе лишь исполнить решения, принятые другим государством, и по его запросу выполнить их путем производства следственных действий, регламентированных национальным законодательством (УПК РФ).
       2. По общему правилу, вытекающему из большинства международных договоров и соглашений, при исполнении запроса об оказании правовой помощи применяется законодательство исполняющего государства. Однако по просьбе государства, от которого исходит запрос, может быть применено процессуальное законодательство запрашивающего государства, если оно не противоречит внутреннему законодательству.
       В п.7 ст.2 ФЗ от 25 октября 1991 г. “О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней” Российская Федерация сделала следующую оговорку: “Верховный Суд Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации по просьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи, решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации”.
       Применение иностранного уголовно-процессуального законодательства на территории Российской Федерации связано со взаимными обязательствами Договаривающихся Сторон при исполнении поручений. Целью его применения является получение доказательств по уголовным делам за рубежом, осуществление уголовного преследования скрывшихся от суда и следствия обвиняемых и исполнение приговоров иностранных судов.
       Без применения иностранных законов международное сотрудничество невозможно.
       Потребность применения иностранного законодательства в ходе расследования уголовных дел возникает при необходимости допроса участников уголовного процесса, находящихся за рубежом (свидетелей, потерпевших, экспертов и пр.), производства других следственных действий, связанных с признанием граждан участниками процесса, осмотром, опознанием, вручением документов, исполнением процессуальных решений по делу.
       Дополнительной легализации постановлений и ордеров компетентных органов запрашивающего государства не требуется, если только иное не установлено договором или конвенцией, на основании которых направлен данный запрос.
       3. Некоторые международные договоры предусматривают присутствие иностранных представителей при исполнении запроса, но самостоятельных полномочий они не имеют (ст.4 Европейской конвенции 1959 г.).
       Возможность присутствия представителей запрашивающей стороны при исполнении запроса обеспечивается уведомлением запрашиваемой стороны о месте и времени исполнения запроса. Он должен содержать соответствующую просьбу о присутствии представителей. Просьба о присутствии представителей должна содержать: фамилию, имя и отчество представителя, должность, цель присутствия, гарантию оплаты связанных с приездом расходов. Возможность прибытия согласуется заранее.
       По предварительной договоренности до начала выполнения запроса иностранного государства запрашиваемое государство может рассмотреть дополнительно поступивший запрос о возможности задать вопросы допрашиваемому участнику уголовного процесса.
       По результатам рассмотрения принимается отрицательное или положительное решение. Дополнительные вопросы представитель задает только через лицо, производящее следствие, и суд. Вопросы включаются в протокол допроса. Принятое решение обжалованию не подлежит.
       При исполнении запроса об оказании правовой помощи представители иностранного государства могут присутствовать не только когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, но и при наличии письменного обязательства Запрашивающей Стороны о взаимодействии на основе принципа взаимности.
       Просьба о присутствии представителей не выполняется в тех случаях, когда запрос исполняется в срочном порядке или условия для присутствия представителей исполняющий орган сочтет неподходящими.
       4. При получении российским органом запроса, который он не правомочен исполнить, производится пересылка запроса соответствующему компетентному органу.
       В целях наиболее полного и точного исполнения запроса исполняющий орган через соответствующий центральный орган может запросить дополнительную информацию.
       Решение об отказе в оказании правовой помощи не имеет четкого перечня оснований и зависит от оценки запрашиваемого государства.
       Каждый международный договор содержит минимальный перечень оснований для отказа в исполнении запросов о правовой помощи (ст.2 Европейской конвенции 1959 г.).
       В соответствии со ст.19 Минской конвенции и п.1 ст.1 ФЗ “О ратификации Европейской конвенции о правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней” просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
       Российская Федерация при подписании Европейской конвенции 1959 г. сделала следующие оговорки:
       1) Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конвенции заявляет, что в дополнение к основаниям, предусмотренным в статье 2 Конвенции, в оказании правовой помощи также может быть отказано в одном из следующих случаев:
       а) если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи;
       б) если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
       2) Российская Федерация в соответствии со статьей 3 Конвенции оставляет за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством Российской Федерации правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу;
       3) Российская Федерация в соответствии со статьей 5 Конвенции оставляет за собой право исполнять поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении условий, предусмотренных в подпунктах “a”,“b” и “c” пункта 1 указанной статьи Конвенции”.
       В любом случае запрос возвращается направившему его государству с уведомлением об обстоятельствах, которые препятствуют его исполнению.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:28:40 UTC