AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий


Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий
       1. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
       2. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.
       3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.
       4. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации и соответствующего судебного решения.
       5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в части первой статьи 448 настоящего Кодекса.


Комм. Приданов С.А.

       1. За пределами особенностей, установленных комментируемой статьей, реализация процессуальных решений, затрагивающих и ущемляющих интересы личности, происходит в общем порядке, установленном гл.13 и 25 УПК РФ.
       2. Комментируемая статья устанавливает, что указанные процессуальные решения в отношении отдельных категорий лиц принимаются в соответствии со ст.448 УПК РФ. Поэтому процессуальные решения, связанные с ограничением гражданских прав либо нарушением неприкосновенности отдельных категорий лиц, принимаются не районным судом (ч.4 ст.108 и ч.2 ст.165 УПК РФ), а соответствующими судебными органами, указанными в ст.448 УПК РФ. Это означает, что указанные решения принимаются в отношении:
       члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — коллегией, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, по ходатайству Генерального прокурора РФ;
       Генерального прокурора РФ — коллегией, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ;
       судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ;
       иных судей — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Генерального прокурора РФ;
       Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов — соответствующим судом по ходатайству Генерального прокурора РФ;
       - Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — соответствующим судом по ходатайству Генерального прокурора РФ;
       Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ — соответствующим судом по ходатайству Генерального прокурора РФ;
       депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству прокурора субъекта РФ;
       следователя, адвоката, прокурора — районным судом по ходатайству прокурора (вышестоящего прокурора);
       депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — районным судом по ходатайству прокурора субъекта РФ.
       3. Защита, предоставляемая УПК РФ отдельным категориям лиц, не является одинаковой. Чем выше их должностной и общественный статус, тем выше уровень гарантий. Наиболее сложная процедура уголовного преследования установлена в отношении лиц, обладающих конституционным статусом неприкосновенности. Из числа лиц, указанных в ч.1 ст.447 УПК РФ, такой статус предоставлен Конституцией РФ членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (ст.98) и судьям (ст.122). Кроме указанного обстоятельства на уровень дополнительных гарантий влияет зависящая от конкретного процессуального решения степень ограничения гражданских прав или неприкосновенности отдельных категорий лиц.
       4. Учитывая вышеизложенные критерии, законодатель ввел дополнительный механизм, защищающий представителей законодательной и судебной властей от незаконного и необоснованного заключения под стражу и обыска.
       После вынесения судебного решения о заключении под стражу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов или о производстве обыска Генеральный прокурор РФ вносит представление соответственно в Совет Федерации, Государственную Думу, Конституционный Суд РФ, квалификационную коллегию судей о даче согласия на реализацию указанных процессуальных решений.
       Представления Генерального прокурора РФ о даче согласия на заключение под стражу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также на проведение обыска рассматриваются в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации или Регламентом Государственной Думы.
       Представление Генерального прокурора РФ в отношении члена Совета Федерации рассматривается Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и Комиссией по Регламенту и парламентским процедурам, которые готовят заключения.
       Вопрос о рассмотрении представления Генерального прокурора РФ включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации по предложению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и Комиссии по Регламенту и парламентским процедурам.
       Решение Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и должно быть мотивировано. Решение Совета Федерации оформляется постановлением, не требующим дополнительного голосования.
       Решением Совета Федерации от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы.
       Постановление Совета Федерации в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору РФ (ст.6 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 февраля 1996 г. № 42-СФ).
       Представления Генерального прокурора РФ о даче согласия на заключение под стражу депутата Государственной Думы рассматриваются Государственной Думой в течение недели со дня внесения.
       5. Если соответствующие представления Генерального прокурора РФ внесены в палату в период между сессиями Государственной Думы или во время работы депутатов Государственной Думы с избирателями, они рассматриваются в течение недели со дня начала очередной сессии Государственной Думы или после дня окончания работы депутатов с избирателями.
       6. Указанные представления Генерального прокурора РФ предварительно рассматриваются Мандатной комиссией Государственной Думы. По решению Государственной Думы от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы.
       7. Решения Государственной Думы о даче согласия на заключение под стражу депутата Государственной Думы, проведение в отношении него обыска принимаются простым большинством голосов по усмотрению Государственной Думы тайным или открытым голосованием.
       8. Соответствующие решения Государственной Думы по представлениям Генерального прокурора РФ оформляются постановлениями Государственной Думы, внесенными Мандатной комиссией Государственной Думы, без дополнительного голосования. Постановление в трехдневный срок направляется Генеральному прокурору РФ (гл. 24.1 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г.).
       9. К следующей категории лиц с повышенным уровнем процессуальных гарантий относятся Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
       В соответствии со ст.3 ФЗ от 12 февраля 2001 г. “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи” гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляются только по уголовным делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ. Предоставление таких гарантий в данном случае непосредственно обусловлено установленной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ (ст.91).
       Статус неприкосновенности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации установлен ст.12 ФКЗ от 26 февраля 1997 г. “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”.
       Представление о получении согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы на заключение под стражу или производство обыска у указанных лиц направляется Генеральным прокурором РФ вместе с судебным решением. Решение Государственной Думы или Совета Федерации по указанному вопросу принимается в форме постановления. Закон не устанавливает сроков для принятия такого постановления и не требует, чтобы оно было мотивированным.
       10. Порядок рассмотрения обращения Генерального прокурора РФ о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда РФ установлен в § 47 Регламента Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. № 2-1/6. При поступлении в Конституционный Суд РФ обращения Генерального прокурора РФ или суда о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда РФ Председатель Конституционного Суда РФ незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания для рассмотрения этого вопроса. Если поступившее обращение касается Председателя Конституционного Суда РФ, соответствующие действия осуществляет его заместитель.
       11. В пленарном заседании заслушиваются внесшее обращение должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья Конституционного Суда РФ, в отношении которого испрашивается согласие на арест, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы.
       Конституционный Суд РФ на закрытом совещании принимает одно из следующих решений:
       а) отказать в согласии на арест судьи Конституционного Суда РФ;
       б) дать согласие на арест судьи Конституционного Суда РФ. В этом случае одновременно решается вопрос о приостановлении его полномочий (если он не был решен ранее).
       Рассмотрение квалификационными коллегиями судей представления Генерального прокурора РФ происходит в соответствии с Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960-1.
       12. Высшая квалификационная коллегия судей РФ рассматривает представление Генерального прокурора РФ в отношении соответствующих судей на общем(пленарном) заседании, проводимом в порядке, установленном гл.4 Регламента Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 29 ноября 2000 г.
       Закон обязывает Конституционный Суд РФ, квалификационную коллегию судей вынести по результатам рассмотрения представления Генерального прокурора РФ мотивированное решение. Такое требование вытекает из общего принципа законности. В ч.4 ст.7 УПК РФ закреплено, что решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Мотивировать — означает привести (приводить) мотивы, доводы в пользу чего-нибудь1{См.: Ожегов С. Ю., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 367.}.
       Таким образом, решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей должно содержать основания и мотивы, по которым суд поддерживает или же отвергает доводы, содержащиеся в представлении Генерального прокурора РФ.
       13. Постановление Совета Федерации и Государственной Думы, выносимое в соответствии с ч.2, 3 комментируемой статьи по результатам рассмотрения представления Генерального прокурора РФ, может быть немотивированным. Вопрос о целесообразности включения в постановление мотивировочной части решается соответственно Советом Федерации и Государственной Думой.
       14. Если лицо, указанное в ч.1 ст.447 УПК РФ, не приобрело статус подозреваемого вследствие возбуждения в отношении него уголовного дела, или статуса обвиняемого в установленном законом порядке, то производство в отношении него следственных и иных процессуальных действий возможно только с согласия того же суда, который в соответствии с ч.1 ст.448 УПК РФ дает согласие на возбуждении уголовного дела в отношении данного лица (см. комментарий к данной статье).








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:28:40 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"