|
Статья 328. Формирование коллегии присяжных заседателей
Статья 328. Формирование коллегии присяжных заседателей
1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.
2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:
1) представляется им;
2) представляет стороны;
3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;
5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.
4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.
5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.
6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.
7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.
8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.
9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.
10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.
11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.
12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то Председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.
13. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.
14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия — путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.
16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.
17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.
19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.
20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.
21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.
22. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.
23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.
24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.
Комм. Кореневский Ю.В.
1. Коллегия присяжных заседателей формируется в закрытом судебном заседании из явившихся кандидатов путем освобождения председательствующим от исполнения обязанностей по собственной инициативе или по просьбе кого-либо из кандидатов лиц, указанных в ч.2 и 4—7 ст.80 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. (в ред. от 2 июля 2003г.) “О судоустройстве РСФСР”, а также посредством рассмотрения и удовлетворения мотивированных и немотивированных отводов, заявленных сторонами.
2. Формирование коллегии присяжных заседателей начинается непосредственно после выполнения процессуальных действий, предусмотренных ст.327 УПКРФ. Явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания, где председательствующий, назвав себя и представив стороны, произносит перед кандидатами краткое вступительное слово. Во вступительном слове судья сообщает, какое уголовное дело будет рассматриваться, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства, для чего вызываются в суд присяжные заседатели, какова их роль в процессе (подробно права и обязанности присяжных заседателей, участвующих в судебном разбирательстве, разъясняются им позднее), каков порядок оплаты их труда, в чем выражаются гарантии не зависимости и безопасности. Представляется, что на этом этапе кандидатам в присяжные заседатели следует разъяснить цель и порядок предстоящего отбора, указать, какие обстоятельства по закону могут препятствовать их участию в рассмотрении дела или дают им право просить об освобождении от исполнения обязанностей присяжного заседателя.
3. Чтобы создать условия для обоснованного разрешения вопроса об освобождении того или иного кандидата от исполнения обязанностей присяжного заседателя, председательствующий разъясняет им обязанность представить необходимую информацию о себе, об отношениях с лицами, участвующими в деле, и правдиво ответить на задаваемые им в связи с этим вопросы. Судья разъясняет также, что каждый из кандидатов вправе указать на причины, препятствующие ему исполнять обязанности присяжного заседателя, или заявить самоотвод. Затем председательствующий заслушивает заявления кандидатов в присяжные заседатели, мнение сторон и разрешает указанные заявления.
4. Необходимо иметь в виду, что некоторые из перечисленных в ст.80 Закона“О судоустройстве РСФСР” обстоятельств являются безусловным основанием освобождения от исполнения обязанностей присяжного заседателя, а другие могут служить таким основанием только по заявлению кандидата в присяжные.
Как уже указывалось, согласно ч.2 ст.80 Закона “О судоустройстве РСФСР” лица, не достигшие 25 лет, имеющие неснятую и непогашенную судимость, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не включаются в списки присяжных заседателей. Если, несмотря на эти обстоятельства, лицо было включено в список и вызвано в суд, оно освобождается от исполнения обязанностей присяжного заседателя.
В соответствии с ч.5 ст.80 Закона “О судоустройстве РСФСР” председательствующий освобождает также от исполнения обязанностей присяжного заседателя: подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство (при необеспеченности в суде синхронного перевода); немых, глухих, слепых и других лиц, являющихся инвалидами (при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании).
По их просьбе, заявленной до окончания отбора, председательствующий освобождает от исполнения обязанностей присяжных заседателей: лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; немых, глухих, слепых и других лиц, являющихся инвалидами (независимо от наличия возможностей их участия в судебном разбирательстве); лиц, не способных в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно наполнять обязанности присяжных заседателей; престарелых, достигших возраста 70 лет; руководителей и заместителей руководителей органов представительной и исполнительной власти; военнослужащих; судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, а также лиц, принадлежащих к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации и федеральной службы безопасности; священнослужителей (ч.4 ст.80 Закона “О судоустройстве РСФСР”).
В силу ч.6 ст.80 Закона “О судоустройстве РСФСР” председательствующим могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжного заседателя по их устному или письменному заявлению: лица старше 60 лет; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.); иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
Кроме того, от исполнения обязанностей присяжного заседателя по делу председательствующий освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам. В постановлении от 20 декабря 1994 г. “О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных” Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под осведомленностью кандидатов в присяжные заседатели о деле, подлежащем рассмотрению, следует иметь в виду такую степень информированности об обстоятельствах дела, которая может повлиять на объективность присяжного заседателя. Хотя УПК РФ существенно изменил ряд норм об особенностях производства в суде с участием присяжных заседателей, многие положения указанного постановления Пленума сохраняют свое значение.
5. Председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели, ставя перед ними вопросы о наличии тех или иных обстоятельств, предусмотренных ст.80 Закона “О судоустройстве РСФСР”, в качестве оснований освобождения от исполнения обязанностей присяжных заседателей. По ходатайствам об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела судья выслушивает мнение сторон, после чего принимает решение. Кандидаты в присяжные заседатели, просьбы которых об освобождении от участия в деле удовлетворены, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей присяжного заседателя по инициативе председательствующего, исключаются из предварительного списка.
6. Затем председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы для выяснения обстоятельств, могущих препятствовать его участию в рассмотрении уголовного дела. При этом первой опрос кандидатов в присяжные заседатели производит сторона защиты. Если сторону защиты (равно как и сторону обвинения) представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе кандидатов они устанавливают по договоренности между собой.
Вопросы могут касаться как обстоятельств, указанных в ст.80 Закона “О судоустройстве РСФСР”, ст.61 УПК РФ, так и других, не указанных в законе. Вопросы могут быть направлены, например, на выяснение: а) возможного предвзятого отношения к подсудимому или потерпевшему (по мотивам социальным, национальным, религиозным и т.п.); б) особого отношения к деянию, вменяемому подсудимому в вину (так, человек, который в прошлом был жертвой преступления, может порой испытывать столь сильное чувство возмущения подобным деянием, что это может помешать ему объективно отнестись к разрешению дела); в) возможного неприятия правовых принципов, на которых основано российское судопроизводство: презумпции невиновности, состязательности сторон и т.п.
7. Поскольку вопросы, задаваемые кандидатам в присяжные заседатели, могут касаться их личной жизни и иных обстоятельств, которые они не считают возможным обсуждать публично, должны быть приняты меры, обеспечивающие необходимую конфиденциальность. Для этого стороны задают подобные вопросы в письменном виде через председательствующего, от которого зависит, следует ли задать тот или иной вопрос. На практике применяется и другой способ: кандидат в присяжные заседатели, в отношении которого возникли сомнения по поводу возможности его участия в деле, приглашается к столу судьи, куда подходят также представители сторон обвинения, защиты и секретарь судебного заседания. Кандидат в присяжные заседатели отвечает на поставленные ему вопросы, после чего, выслушав мнение сторон, судья решает вопрос об освобождении кандидата от исполнения обязанностей присяжного заседателя или об оставлении его в списке присяжных.
8. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели стороны могут заявить мотивированные отводы, передав председательствующему письменные заявления об этом. Число мотивированных отводов не ограничено. Отводы разрешаются председательствующим без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты исключаются из предварительного списка.
9. Удостоверившись, что кандидатов в присяжные заседатели осталось не менее 18, председательствующий предлагает подсудимому, его защитнику и государственному обвинителю заявить немотивированные отводы путем вычеркивания из предварительного списка фамилий отводимых. Каждый из названных участников судопроизводства вправе заявить немотивированный отвод дважды, а если позволяет число неотведенных кандидатов, то с разрешения председательствующего --и большее количество раз. Порядок согласования немотивированных отводов между участниками процесса со стороны обвинения и со стороны защиты предусмотрен ч.14 и 15 комментируемой статьи.
10. После завершения процедуры отбора присяжных заседателей составляется их список, в который включаются все кандидаты, если их осталось 14. Если кандидатов осталось больше, в список включаются первые 14 человек в той последовательности, в которой они были включены в предварительный список. Фамилии, имена и отчества присяжных заседателей заносятся в протокол судебного заседания и оглашаются председательствующим. Первые 12 человек составляют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в его рассмотрении в качестве запасных присяжных заседателей.
11. В соответствии с ч.22 комментируемой статьи присяжные заседатели занимают отведенное им место.
12. Присяжные заседатели дают подписки о неразглашении государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, если в рассматриваемом деле содержатся сведения, составляющие такую тайну. Данное правило закреплено в ч.24 комментируемой статьи.
|
|