|
Статья 7. Законность при производстве по уголовному делу
Статья 7. Законность при производстве по уголовному делу
1. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу.
2. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимает решение в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Нарушение норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознаний или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.
4. Определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Комм. Сухарев А.Я.
1. Здесь важно подчеркнуть два обстоятельства, которые не должны обойти своим вниманием правоприменителя. Недопустимо применять закон, противоречащий ныне действующему УПК РФ. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются недопустимыми.
Это вызывает необходимость тщательно изучить нормы ФЗ от 18 декабря 2001 г. “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” в части утративших силу и признанных не действующими на территории России законов и других актов, а также уяснить, в какой мере приведены в соответствие с УПК РФ другие федеральные законы, например, законы “О прокуратуре Российской Федерации”, “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” и целый ряд других актов, затрагивающих сферу уголовного судопроизводства.
2. Разумеется, существенно возросло значение законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Это вытекает из требований ч.2 ст.15 Конституции РФ и дополнительных гарантий защиты прав участников процесса, которые обязывают должностных лиц органов правосудия соблюдать Конституцию и законы, обеспечивать их проведение в жизнь.
3. Целям обеспечения законности подчинены принципы и иные нормы УПКРФ, которые не просто воспроизводят конституционные положения, но и обогащают их применительно к конкретным стадиям и действиям участников уголовного процесса.
Прежде следует иметь в виду, что УПК РФ согласно ч.1 комментируемой статьи обладает приоритетом по отношению к остальным федеральным законам, затрагивающим сферу уголовно-процессуальных правоотношений. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны установить соответствие тех или иных законов, а также подзаконных актов положениям УПК РФ.
Нарушение порядка применения закона недопустимо и влечет за собой юридическую ответственность, а принятые должностными лицами правосудия решения подлежат немедленной отмене.
4. Конституция, будучи верховенствующим политико-правовым актом и иерархом в законодательной пирамиде государства, в то же время сохраняет ведущее положение главного стража законности во всех секторах общественных отношений, включая судопроизводственный.
Систему законодательства, которое регламентирует уголовно-процессуальную деятельность, составляет Конституция РФ в части, закрепляющей основы и механизм судопроизводства, УПК РФ и другие законы, посвященные регулированию процессуальных правоотношений.
Как уже отмечалось, Конституция РФ — акт прямого действия, поэтому должностные лица при обосновании своих решений могут непосредственно ссылаться на соответствующие конституционные нормы.
5. В этой связи непосредственно на упрочение законности “работает” положение ч.2 ст.120 Конституции РФ. Оно устанавливает правомочие суда при обнаружении не соответствующего закону акта принимать решение согласно УПК. Это императивное полномочие наряду с обжалованием процессуальных решений и действий должностных лиц, и особенно в ходе применения принудительных мер, имеет громадное значение для повышения гарантий законности в уголовном процессе.
При производстве по уголовным делам законность выступает в качестве непременного условия юридической состоятельности всех процессуальных решений и действий. Органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам, обязаны не только сами соблюдать нормы закона, но и требовать этого от других физических, юридических и должностных лиц.
6. Решения Конституционного Суда РФ, в том числе и в области уголовного судопроизводства, не входят в систему действующего законодательства, поскольку данный суд решает исключительно вопросы права и не создает новых норм. Правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, признанные неконституционными, должны быть пересмотрены. Это следует иметь в виду и в ходе применения норм международного права, поскольку в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ они являются при определенных условиях составной частью национальной правовой системы. Межгосударственные соглашения и договора, например Соглашение о взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, играют важную роль в укреплении законности и повышении эффективности уголовного судопроизводства в борьбе с организованной, транснациональной преступностью, опасными проявлениями международного терроризма и экстремизма. При этом необходимо помнить, что ст.125 Конституции РФ установлен особый порядок разрешения конфликтов в связи с международными договорами, не вступившими в законную силу, т. е. не ратифицированными законодателем.
7. При нарушении закона должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, к ним могут быть применены различные виды юридической ответственности.
Суд, установив при рассмотрении дела факты нарушений законности при производстве дознания или предварительного следствия, вправе согласно ст.29 УПК РФ реагировать путем вынесения частного определения или постановления. В свою очередь, такое определение может служить основанием для применения к нарушившим закон мер дисциплинарного воздействия.
Если в действиях должностных лиц содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, они подлежат привлечению к ответственности по соответствующим статьям УК РФ.
|
|