|
Статья 331. Понятие преступлений против военной службы
Статья 331. Понятие преступлений против военной службы
1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
2. В соответствии со статьями настоящей главы уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.
3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
Комм. Петухов Н.А.
Комм. Хомчик В.В.
1. Впервые в истории России законодательные нормы о воинских преступлениях изложены не в отдельном источнике, а непосредственно в УК в качестве его составной части.
Первым законодательным актом, устанавливающим ответственность за воинские преступления, являлся Артикул Воинский, включенный в Воинский Устав 1716 г., разработанный под руководством Петра I. Содержащиеся в нем нормы, хотя и с другими формулировками, по своему смыслу и содержанию сохранились до наших дней, что свидетельствует о преемственности уголовно-правовых систем различных государственных устройств, касающихся их военных организаций.
Включение норм о воинских преступлениях непосредственно в УК подчеркивает полное равенство военнослужащих со всеми гражданами, а также единство оснований уголовной ответственности за совершение как общеуголовных, так и воинских преступлений.
2. В соответствии со ст.59 Конституции защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В целях обороны страны создаются Вооруженные Силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.
Вооруженные Силы РФ предназначаются для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ. а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
Применение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.
Применение Вооруженных Сил РФ для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством РФ.
3. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска МВД России, Железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Перечень войск, воинских формирований и военных органов установлен Федеральным законом от 31.05.1996 №61-ФЗ “Об обороне” (в ред. от 11.11.2003)1 {СЗ РФ. 1996. №23. Ст. 2750; 2000. №1 (ч.1). Ст. 6; 2003. №27 (ч. 1). Ст. 2700; №46 (ч. 1). Ст. 4437.}.
4. Объектом воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), охраняемый статьями гл. 33 УК.
Порядок прохождения военной службы устанавливается Конституцией, законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, воинскими уставами.
5. Не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения военной службы, не предусмотренные статьями гл. 33 УК (например, самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, продолжительностью не свыше двух суток, а проходящими военную службу по контракту — не свыше десяти суток и т.п.), а также деяния хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского преступления, но подпадающие под признаки ч. 2 ст., 14 УК.
6. Субъектами преступлений против военной службы являются граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего, к ним относятся военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
7. В соответствии с Законом о воинской обязанности правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция, указанный Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются указанным Законом (ст. 2, 32).
8. Кроме военнослужащих в соответствии со статьями гл.33 УК уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Минобороны России, других министерств и ведомств РФ.
9. Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшими наказание в виде лишения свободы (ст. 34).
10. Совершение воинских преступлений лицами, не достигшими установленного законом возраста для прохождения военной службы, оказавшимися на военной службе по ошибке или вследствие подлога документов, исключает ответственность за преступления против военной службы.
Лица, не годные или ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья, не могут быть признаны субъектами воинских преступлений (ст. 23, 50, 51 Закона о воинской обязанности). В случае совершения такими лицами общественно опасного деяния, содержащего состав общеуголовного преступления, они подлежат ответственности за это преступление.
Гражданские лица, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов не могут признаваться исполнителями воинских преступлений. Отдельные составы преступлений против военной службы предусматривают в качестве субъектов не всех, а лишь некоторую категорию военнослужащих. Например, в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы исполнителем преступления может быть только военнослужащий, который в установленном порядке исполняет или должен исполнять этот вид службы. Согласно ст. 34 УК такие лица могут быть признаны организаторами, подстрекателями либо пособниками в воинских преступлениях.
11. В отличие от УК РСФСР, устанавливавшего ответственность за воинские преступления, совершаемые как в мирное, таки в военное время и в условиях боевой обстановки, нормы УК определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.
12. Следует также остановиться на наиболее важных и принципиальных нормах общей части УК, применяемых только к военнослужащим при привлечении их к уголовной ответственности за совершение общеуголовных и воинских преступлений.
13. Согласно ч.2 ст.12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Так, в соответствии со ст.14 Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в Кыргызской Республике от 5 июля 1993 г.1 {БМД. 1995. №7. Ст. 8. 832} в случае совершения лицами, входящими в состав Вооруженных Сил РФ, преступлений против Российской Федерации, против членов их семей и по делам о воинских преступлениях применяется законодательство РФ.
Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:
за преступления против Российской Федерации, против лиц, входящих в состав Вооруженных Сил РФ, или членов их семей, не являющихся гражданами иностранного государства, а также за воинские преступления и преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, российские военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;
за преступления, совершенные вне пределов дислокации воинской части, носящие общеуголовный характер (убийство, кража и т.д.) и совершенные в отношении граждан страны пребывания, военнослужащие несут уголовную ответственность по законодательству страны пребывания.
14. Статья 11 УК определяет, что ответственность лиц, совершивших преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения наступает по УК, так как военный корабль или военное воздушное судно под флагом РФ считается территорией РФ, где бы они ни находились.
15. Существенным изменениям подверглись нормы, связанные с назначением и отбыванием наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Это наказание впервые включено в перечень уголовных наказаний и выделено в качестве самостоятельного вида наказания (п. “к” ст. 44 УК). Данный вид наказания является более строгим, чем арест, и более мягким, чем лишение свободы на определенный срок. Оно может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание прямо предусмотрено в санкциях 18 статей гл. 33 УК (ст. 332—337, 339—350). В соответствии со ст. 55 УК содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений взамен лишения свободы на срок не свыше двух лет.
В соответствии со ст.73 УК суд может назначить условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, что является новым по сравнению с УК РСФСР.
В УК (ч.3 ст.81) специально предусмотрено, что военнослужащие, отбывающие содержание в дисциплинарной воинской части либо арест, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае признания их негодными к военной службе.
Поскольку отбытие наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть связано с прохождением военной службы, то лицо, осужденное к этому наказанию, сохраняет статус военнослужащего с ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Направление в дисциплинарную воинскую часть не может быть назначено подсудимому, который по состоянию здоровья не годен к военной службе либо к моменту вынесения приговора фактически отслужил установленный законом срок службы по призыву.
16. Статья 73 УК допускает условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, когда суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, а ст. 79 УК — условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Поскольку содержание в дисциплинарной воинской части применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу, постольку отмена условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 3 ст. 74 и п. “а” ч. 7 ст. 79 УК) в отношении лиц, уволенных к моменту принятия такого решения с военной службы, должна производиться судом по месту жительства осужденных. При этом суд, принявший решение об отмене условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части, заменяет содержание в дисциплинарной воинской части на другой, более мягкий вид наказания.
В отличие от УК РСФСР, когда военнослужащий, отбывший наказание в дисциплинарном батальоне, считался не имеющим судимости, в соответствии со ст. 86 УК судимость лиц, отбывших наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, погашается по истечении одного года после отбытия данного наказания.
17. В УК (ст.51) введен важный вид уголовного наказания — ограничение по военной службе.
Ограничение по военной службе на срок от трех месяцев до двух лет в качестве меры наказания предусмотрено в санкциях 16 статей гл. 33 УК (ст. 332—334, 336—337, 339—349) за совершение преступлений против военной службы. Кроме того, данное наказание может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за совершение общеуголовных преступлений вместо исправительных работ на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК во время отбывания этого наказания осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.
Данное наказание может быть назначено условным (ст. 73 УК), и к лицам, отбывающим это наказание, может применяться условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК).
18. При осуждении военнослужащего за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом его личности суд может лишить его воинского звания и государственных наград (ст. 48 УК).
19. В соответствии со ст.54 УК наказание в виде ареста на срок от одного до шести месяцев применяется к военнослужащим на общем основании, однако это наказание они отбывают на гауптвахте, сохраняя статус военнослужащего.
|
|