|
Статья 2851. Нецелевое расходование бюджетных средств
Статья 2851. Нецелевое расходование бюджетных средств (введена Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ)
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 2852 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Комм. Радченко В.И.
1. Объектом данного преступления является финансовая дисциплина в области бюджетных правоотношений. Отвлечение бюджетных ассигнований на цели, не предусмотренные федеральным бюджетом, наносит прямой ущерб государственным и общественным интересам, поскольку затрудняет достижение тех результатов, которые государство хотело иметь за счет расхода своих финансовых ресурсов.
2. Основные понятия, использованные в комментируемой статье, даны в БК. Согласно его ст. 6 под бюджетной росписью понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ, а под бюджетными ассигнованиями — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Смета доходов и расходов — это финансовый документ о доходах, получаемых организацией в результате своей деятельности и из иных источников, и расходах находящихся в ее распоряжении средств.
3. Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, которые в соответствии с бюджетной росписью получают право на получение бюджетных средств. Понятие бюджетного учреждения раскрыто в ст. 161 БК.
4. Формы нецелевого расходования бюджетных средств бывают различными:
а) использование средств на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
б) использование средств на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
в) использование средств бюджетных кредитов и ссуд на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на их получение;
г) использование средств, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством(см. Инструкцию Минфина России от 26.04.2001 №35Н1 {БНА. 2001. №30} о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации).
5. При решении вопроса о наличии состава преступления в действиях должностных лиц, допустивших нецелевое использование средств, следует иметь в виду, что помимо размера ущерба во внимание должна приниматься и степень общественной опасности последствий его действий. Представляется, что не образует состава преступления перерасход средств по одной из статей бюджетной росписи за счет экономии по другим ее статьям. Например, на проведение текущего ремонта за счет уменьшения запланированных затрат на приобретение мебели и материалов, если это не сказалось отрицательно на деятельности учреждения.
В таких случаях может наступить ответственность должностного лица по ст. 15.14 КоАП (нецелевое использование бюджетных средств), а к организации могут быть применены федеральным казначейством экономические санкции в виде уменьшения бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению.
6. Объективная сторона преступления заключается не только в принятии должностным лицом незаконного решения, но и в реальном его выполнении, т.е. в израсходовании средств на цели, не предусмотренные бюджетом или иными актами о целевом выделении бюджетных средств. Само по себе принятие незаконного решения без его реализации состава преступления не образует.
7. Субъектом данного преступления является должностное лицо, уполномоченное принимать решения о расходовании бюджетных средств: начальник организации, его заместители, начальники финансовых служб, включая главных бухгалтеров.
8. Преступление совершается с прямым умыслом, лицо осознает, что совершает нецелевое расходование бюджетных средств, и желает этого.
Мотивы действий при этом для квалификации преступления значения не имеют. Они могут быть разными — как ложно понимаемыми интересами службы, так и проистекать из личных побуждений.
Вместе с тем возможны случаи, когда нецелевой расход бюджетных средств совершается для предотвращения причинения вреда государственным, общественным и личным интересам. При решении вопроса о наличии в этих случаях в действиях должностного лица состава преступления следует руководствоваться нормами ст. 39 УК (крайняя необходимость).
|
|