Статья 109. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы


Статья 109. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
       1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
       2. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.
       3. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
       4. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Комм. Дубровицкий Л.П.

       1. Комментируемая статья устанавливает общие положения организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, ее направленность, особенности, место и роль в процессе исправления.
       В соответствии с ч.2 ст.9 комментируемого Кодекса воспитательная работа, включающая в себя получение осужденными общего образования, является одним из основных средств исправления осужденных. Это определяет ее направленность на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня, стимулирование правопослушного поведения и предупреждение совершения ими новых преступлений.
       Персональную ответственность за организацию воспитательной работы несет начальник исправительного учреждения. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника учреждения по воспитательной работе, инструктор по воспитательной работе, начальники отрядов (воспитатели), психологи, инспектор по физкультурно-спортивной работе, специалист по социальной работе, инспектор по бытовому и трудовому устройству, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, библиотекарь, руководители кружков. В проведении воспитательной работы с осужденными участвуют и другие работники исправительного учреждения, а также представители общественных объединений, религиозных организаций, попечительских советов, родительских комитетов в соответствии с действующим законодательством.
       Методическое обеспечение воспитательной работы возлагается на методический кабинет, в котором изучается и обобщается положительный опыт и создается необходимая информационно-методическая база для всех служб учреждения по проведению воспитательной и профилактической работы.
       Воспитательная работа в воспитательной колонии является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной правопослушной жизни в обществе.
       Организация воспитательной работы осуществляется на плановой основе в целях обеспечения координации усилий служб исправительного учреждения, общественных объединений, религиозных организаций в решении задач по исправлению осужденных.
       2. Исправление осужденных является целью уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (ст.1 УИК РФ). Поэтому законодатель определил критерии, позволяющие определить степень исправления осужденных, одним из которых и является участие в проводимых воспитательных мероприятиях.
       В случае обращения осужденного или его адвоката (законного представителя) в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного, содержащей данные о поведении осужденного во время отбывания наказания, которые включат в себя информацию об участии в воспитательных мероприятиях и отношении к учебе.
       Суд использует представленные данные при решении вопроса о том, нуждается ли осужденный в полном отбывании назначенного судом наказания или нет и в зависимости от этого - подлежит ли он условно-досрочному освобождению, а также освобождению полностью или частично от отбывания дополнительного вида наказания в соответствии со ст.79 УК РФ.
       Если учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят в суд представление в отношении положительно характеризующегося осужденного о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст.80 УК РФ, в представлении также должны содержаться данные о поведении осужденного, в том числе об участии в воспитательных мероприятиях и отношении к учебе во время отбывания наказания.
       Информация об участии в воспитательных мероприятиях, в работе самодеятельных организаций осужденных и отношении к обучению включается в материалы, характеризующие личность осужденного, приобщаемые к его ходатайству о помиловании.
       За хорошее поведение, добросовестное отношение к обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться меры поощрения, предусмотренные ст.113 комментируемого Кодекса.
       Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается и при решении вопросов об изменении вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания, также при применении к ним мер взыскания.
       3. В каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей воспитательной работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Соблюдение распорядка дня является одной из основных обязанностей осужденного.
       Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. В этом случае уклонение от выполнения распорядка дня является нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение к осужденному мер взыскания, предусмотренных ст.115 настоящего Кодекса.
       Распорядок дня разрабатывается на основе Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений1 {См. приказы Минюста России от 3 ноября 2005 г. №205 “Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений” и от 6 октября 2006 г. №311 “Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы”.} и утверждается приказом начальника исправительного учреждения. Он включает в себя, кроме прочего, время обучения в школе и профессиональном училище, проведения воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий.
       Так, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлена продолжительность ежедневных воспитательных мероприятий до одного часа. В воспитательных колониях воспитательные мероприятия проводятся по отдельному графику в пределах полутора часов ежедневно. Культурно-массовая работа, учеба в школе и профессионально-техническом училище осуществляется по отдельному графику.
       4. Воспитательная работа проводится дифференцированно с учетом тяжести и характера совершенного преступления, возраста, образования, профессиональной подготовки, образа жизни до осуждения, отношения осужденного к содеянному и к наказанию, отношения к другим людям, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей осужденных. Проведению индивидуальной работы с осужденными предшествует изучение их личности с участием психологов.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 06-Nov-2013 08:32:40 UTC