Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации


Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
       1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.
       2. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Комм. Селиверстов В.И.

       1. Согласно п. “о” ст.71 Конституции РФ принятие уголовно-исполнительного законодательства находится в ведении Российской Федерации. Данное положение означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Данная позиция является важной гарантией единства подхода государства к определению порядка и условий отбывания наказания. Она важна для выполнения Россией международных обязательств в сфере обращения с правонарушителями, реализовать которые значительно легче в условиях федерального регулирования уголовно-исполнительных правоотношений.
       Субъекты Федерации не вправе принимать законы, регламентирующие исполнение (отбывание) наказания, что не исключает их участия в регулировании отдельных правоотношений в случаях, прямо указанных в нормах УИК РФ.
       2. Основным законодательным актом, регламентирующим исполнение (отбывание) наказания, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 8 января 1997 г. и введенный в действие с 1 июля1997 г. К уголовно-исполнительному законодательству следует отнести Федеральный закон от 8 января 1997 г. №2-ФЗ “О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации”.
       Отдельные нормы уголовно-исполнительного законодательства содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, Федеральных законах от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” и от 4 июня 1997 г. №119-ФЗ “Об исполнительном производстве”.
       3. В ч.2 ст.2 УИК РФ определен предмет правового регулирования данной отрасли права. Уголовно-исполнительным законодательством устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний. Это сделано в УИК РФ, где в общей части регламентированы общие положения (гл. 1), правовое положение осужденных (гл. 2),учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью (гл. 3).
       Уголовно-исполнительное законодательство, и прежде всего УИК РФ, регламентирует исполнение всех перечисленных в ст.44 видов наказаний: штрафа; лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательных работ; исправительных работ; ограничения по воинской службе; ограничения свободы; ареста, содержания в дисциплинарной воинской части; лишения свободы на определенный срок; пожизненного лишения свободы; смертной казни.
       Кроме исполнения (отбывания) наказаний, уголовно-исполнительное законодательство регламентирует применение иных мер уголовно-правового характера. Это осуществление контроля за поведением лиц, осужденных условно (ст.187—190), в меньшей степени урегулировано применение принудительных мер медицинского характера (ст.18). Не нашло отражения в УИК РФ и других федеральных законах исполнение принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних осужденных, а также введенной Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №153-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"” в качестве иной меры уголовно-правового характера конфискации имущества. Это является пробелом законодательства.
       4. Уголовно-исполнительным законодательством регламентируется применение основных средств исправления осужденных. К их числу закон относит: режим и установленный порядок исполнения и отбывания наказания; воспитательную работу; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональную подготовку; общественное воздействие. Наиболее полно указанные средства исправительного воздействия регламентированы применительно к лишению свободы, ограничению свободы, исправительным работам, содержании в дисциплинарной воинской части и другим срочным наказаниям (см. комментарий к ст.9 УИК РФ).
       5. Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определен в большей степени в Законе РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Имеются такие нормы и в УИК РФ (см гл.3).
       6. Порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных частично регламентирован в ст. 23, 141—142 УИК РФ. Вместе с тем такое участие, в том числе в виде общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных, нуждается в дополнительном регулировании. В 2004г. проект федерального закона об осуществлении общественного контроля принят в первом чтении Государственной Думой РФ, но до настоящего времени в окончательной редакции не принят.
       7. Порядок освобождения от наказания и порядок оказания помощи освобождаемым лицам урегулирован в гл. 22 и 21 УИК РФ. Однако эти нормы устанавливают обязанности по оказанию помощи лишь для администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Оказание помощи освобожденным от отбывания наказания в трудовом и бытовом устройстве со стороны других государственных органов, организаций должно регулироваться отдельным федеральным законом, который до сих пор не принят.
       Необходимо также принятие федерального закона, регулирующего порядок осуществления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 06-Nov-2013 08:32:32 UTC