|
Статья 134. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях
Статья 134. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях
За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным наряду с предусмотренными статьей 113 настоящего Кодекса могут применяться следующие меры поощрения:
а) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;
б) предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;
[в) утратил силу]
г) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.
Комм. Зубков А.И.
1. Основанием для применения мер поощрения к осужденному, содержащемуся в ВК, является его хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях. При этом к несовершеннолетним осужденным наряду с обычными мерами поощрения, предусмотренными для взрослых осужденных, применяются еще и специальные меры поощрения.
Под хорошим поведением осужденного понимается отсутствие у него нарушений и взысканий в течение года. В содержание данного понятия вряд ли нужно включать такие элементы, как обязательное наличие поощрений, погашение причиненного ущерба, активное участие в самодеятельной организации (хотя на практике такой подход встречается).
Факт добросовестного отношения осужденного к труду и учебе обязательно учитывается как при решении вопроса о переводе его из обычных условий в облегченные, так и при применении к нему мер поощрения. Добросовестное отношение к труду включает в себя комплекс признаков, которые свидетельствуют о стремлении осужденного приобрести трудовые навыки, выполнять нормы выработки, соблюдать трудовую дисциплину.
Положительное отношение осужденного к учебе проявляется в стремлении его к знаниям, добросовестном и систематическом выполнении домашних заданий, участии во внеурочных мероприятиях. При этом полученные осужденным оценки не должны играть ведущую роль, поскольку у подавляющего большинства несовершеннолетних осужденных отмечаются отставание в учебе, значительные пробелы в знаниях, низкие способности к их усвоению.
Активное участие несовершеннолетних в самодеятельных организациях желательно, но не обязательно. В силу этого активность участия осужденного в общественной жизни ВК поддерживается различными мерами стимулирования и поощрения. Степень такой активности во многом зависит от характера подростка, его темперамента, способностей. Для того чтобы несовершеннолетний смог проявить себя в этой работе и достичь определенных успехов, необходимо оптимальное определение его места и роли в секциях самодеятельных организаций.
2. Перечень мер поощрения, закрепленный комментируемой статьей, не является исчерпывающим. Он лишь дополняет перечень мер поощрения, применяемый ко всем осужденным, лишенным свободы, с учетом возрастной специфики осужденных, содержащихся в ВК.
К несовершеннолетним осужденным, как и ко взрослым осужденным, могут быть применены такие меры поощрения, как благодарность, награждение подарком, денежная премия, предоставление краткосрочного или длительного свидания, разрешение дополнительно расходовать средства в сумме до 1/4 МРОТ на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
К несовершеннолетним осужденным применяются меры поощрения в виде групповых выездов за пределы ВК (этот вид поощрения применяется к 13,1% всех поощренных лиц), предоставления права выхода за пределы ВК в сопровождении родителей (7,3% всех поощренных лиц).
Предоставление несовершеннолетним осужденным права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК в сопровождении сотрудников ВК фактически является групповой формой воспитательной работы. Для положительно зарекомендовавших себя осужденных организуются поездки в музеи, театры, цирки. Подростки активно участвуют в спортивных соревнованиях не только в ВК, но и за ее пределами. Во многих учреждениях практикуется совместное участие воспитанников и сотрудников ВК в массовых спортивных мероприятиях. Создаются общие команды по различным видам спорта. Занятия спортом позволяют переключить физическую и эмоциональную энергию несовершеннолетних осужденных на полезные дела, уменьшают количество агрессивных поступков подростков.
Весьма значимой мерой поощрения для подростка является свидание с родителями за пределами ВК. Продолжительность такого свидания не должна превышать восьми часов, что обусловлено необходимостью проведения его в светлое время суток. Общение родителей с ребенком за пределами ВК в плане эмоциональной окраски значительно отличается от подобного свидания в пределах ВК, что делает его весьма привлекательным для подростков. Между тем, учитывая, что выход за пределы охраняемого учреждения является временным освобождением несовершеннолетнего от изоляции, применять данную меру следует лишь к лицам, в отношении которых есть уверенность, что они не совершат преступления (прежде всего побега). При применении данной меры поощрения должна приниматься во внимание и характеристика самих родителей.
Сейчас не применяется мера поощрения в виде досрочного освобождения из ДИЗО, поскольку7 само водворение в ДИЗО, по сравнению с прошлыми годами, стало применяться менее часто. Так, в 2003 г. в ДИЗО было водворено всего около 7% нарушителей порядка отбывания наказания, в то время как в прошлые годы число водворенных достигало 9—12%. Однако согласно ч. 3 ст. 137 УИК в воспитательных целях допускается досрочное освобождение осужденного из ДИЗО по постановлению начальника ВК или лица, его замещающего, что, по существу, означает не что иное, как поощрение.
Несовершеннолетние осужденные могут быть досрочно переведены из строгих условий отбывания наказания в обычные, что создает дополнительные возможности для стимулирования их положительного поведения.
|
|