|
Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства
Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства
1. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Комм. Зубков А.И.
1. Комментируемая статья раскрывает содержание принципа уголовно-исполнительного законодательства РФ о соединении наказания с исправительным воздействием, а также принципа дифференциации и индивидуализации в части рационального применения мер и средств принуждения, исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных. Таким образом как бы презюмируется основная направленность уголовно-исполнительного законодательства именно на исправление осужденных.
В ч. 1 комментируемой статьи дается определение понятия “исправление осужденных”, которое свободно от политической ориентированности, как это было раньше при определении задач исправления и перевоспитания осужденных.
Сейчас процесс исправления осужденных ориентирован на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется так: формирование у осужденных правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Тем не менее речь идет здесь не только о “юридическом” исправлении (осужденный не совершит нового преступления), но и о более сложном явлении — нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает глубоко осознанно, а не из-за боязни нового наказания. Поэтому перед персоналом УИС стоит сложная задача по организации процесса нравственного исправления осужденных.
2. Исправление осужденных осуществляется с помощью основных средств, которые перечислены в ч.2 комментируемой статьи. УИК детально регламентирует порядок исполнения и отбывания наказания. Применительно к исполнению наказаний, связанных с лишением свободы и содержанием в дисциплинарной воинской части, речь идет о режиме как обобщающем понятии порядка и условий отбывания наказания конкретного вида.
Уголовно-исполнительное законодательство, устанавливая порядок исполнения и отбывания всех видов наказаний, имеет в виду и его условия, которые в своей совокупности определяют объем и характер карательных и иных принудительных элементов в конкретном виде наказания. Хотя характер и объем кары определяет в своей основе уголовное законодательство, но их элементы содержатся и в нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний. Так называемые режимные требования ставят жизнь осужденных под жесткий контроль и надзор, тем самым дисциплинируя поведение данных лиц, что в конечном счете способствует их исправлению.
В уголовно-исполнительном законодательстве в отношении различных видов наказаний аспекты их исполнения и отбывания урегулированы в неодинаковой мере: в одних случаях акцент делается на исполнении (например, при взыскании штрафа, лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишении специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград), в других — детально регламентируется и исполнение, и отбывание наказания (при лишении свободы, исправительных работах и т.д.).
3. Проведение комплекса воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он представляет собой набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. В УИС действуют психологические службы.
При достижении цели исправления осужденных следует применять не одно воспитательное средство (сколь бы действенным оно ни представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.
В эту систему мероприятий входит и религиозное просвещение, однако оно не может быть панацеей от всех бед. Сейчас вместо политико-воспитательной работы с осужденными проводится просто воспитательная работа, что выразилось не только в снятии ее политической окраски, но и в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся) (более подробно эти вопросы освещены при анализе организации работы с осужденными, отбывающими конкретные виды наказаний).
4. Общественно полезный труд в силу своего исключительно большого воспитательного воздействия на личность выступает важнейшим средством исправления осужденных. В прошлом труд в законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве в сфере исполнения наказаний акцент смещен с трудового аспекта на уголовно-исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, проблема привлечения их к труду остается исключительно острой. Несмотря на колоссальные усилия УИС по сохранению и расширению рабочих мест в местах лишения свободы, количество безработных осужденных не сокращается. Условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде(см. подробнее комментарий к ст. 103—107 УИК).
5. Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспитательную направленность. В этом отношении УИС России накопила большой положительный опыт. К сожалению, в связи с резко возросшими экономическими трудностями она стала утрачивать данный воспитательный потенциал. Школы, профессионально-технические училища в местах лишения свободы стали закрываться все чаще, уходит педагогический персонал. Все это снижает эффективность процесса исправления осужденных.
6. Общественное воздействие как средство исправления осужденных в России применяется давно. Еще в начале XIX в. Указом Александра I было создано Общество попечительное о тюрьмах; в советский период нашей страны действовали распределительные и наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних, которые не только осуществляли общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвовали во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. Опираясь на практику прошлых лет, в настоящее время получили развитие различного рода научно-методические и методические советы, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в аппаратах управления ими, в том числе на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Так, приказом ФСИН России от 26 января 2006 г. № 32 создан Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности УИС.
Сегодня вновь возрождаются попечительские советы, как в пределах ФСИН, так и непосредственно в ИУ; в частности, они организуются при каждой ВК. Набрали силу советы родственников осужденных и родительские собрания; в ряде мест они не только положительно себя зарекомендовали, но и стали эффективными рычагами воздействия на поведение осужденных. Прекрасные результаты давала ранее шефская работа трудовых коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений, которая осуществлялась как во время отбывания осужденными наказания, так и после их освобождения при проведении мероприятий по социальной реабилитации. К сожалению, в настоящее время эта работа находится в упадке в силу сложных социально-экономических условий выживания самих трудовых коллективов. Существуют и другие формы общественного воздействия.
7. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, личности осужденных и их поведения. Прежде всего, набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Однако даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы. Так, в тюрьмах и ИК особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, средства их исправления существенно отличаются от применяемых в других типах ИУ.
Поведение осужденного в ИУ влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание (первоначально облегченные или строгие), а также на объем предоставляемых ему льгот, возможность досрочного освобождения от наказания или изменения режима содержания на более легкий вид. Таким образом в полной мере раскрывается принцип уголовно-исполнительного законодательства о дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.
|
|