Конституция РФ, Статья 120

Статья 120
       1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
       2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Комм. Гравина А.А.

       Независимость судей провозглашалась конституционным принципом и ранее. Вслед за этим неизменно следовало требование подчинения их только закону, что признавалось гарантом судейской независимости. Требование руководствоваться только законом на практике приводило к тому, что даже закон, противоречащий Конституции, был для судей обязательным, что создавало условия для беззакония и репрессий.
       Часть 1 ст.120 Конституции вносит существенные коррективы в этот принцип: судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону. В требовании подчинения судей прежде всего Конституции заложен глубокий смысл. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие, все законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч.1 ст.15). Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства. Субъектам Федерации предоставлено право иметь свое законодательство. Суды руководствуются этими актами при условии непротиворечия их Конституции и федеральным законам.
       Независимость судей, помимо того, что они подчиняются только Конституции и федеральному закону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий (ст.121), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст.122).
       Независимость судей обеспечивается, прежде всего, порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.
       Статья 6 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» от 21 июня 1995г. определяет порядок назначения судей федеральных судов: судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда — Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, судей других федеральных судов — Президентом по представлению Председателей соответствующих вышестоящих судов (см. комментарий к ст.128).
       Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992г. определяет систему гарантий независимости судей (ст.9), в числе которых запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.
       Установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность суда (ст.294 УК), за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст.295 УК.); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст.296 УК), а также за неуважение к суду (ст.297 УК).
       Установлен особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи (см. комментарий к ст.121). Судья имеет право на отставку — почетный уход с должности по собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Законом «О статусе судей» независимость судьи гарантируется также предоставлением ему материального и социального обеспечения.
       Гарантией независимости судей является их безопасность. Положения Закона «О статусе судей» о том, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства и органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности, если к ним поступает соответствующее заявление, получили дальнейшее развитие в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995г. В целях обеспечения безопасности судей и их близких принимаются меры по защите их жизни и здоровья, сохранности их имущества; принимаются меры правовой защиты, предусматривающие в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательства на их жизнь, здоровье, имущество (ст.3).
       Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» от 20 мая 1993г.
       Независимость судьи обеспечивается также системой органов судейского сообщества (съезд, конференции, советы судей, квалификационные коллегии, которые специально созданы для выражения интересов судей). Эти органы рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей. Создание органов судейского сообщества дает им возможность решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции, и тем самым стать более независимыми от органов управления, каким является Министерство юстиции.
       Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       Положение, изложенное в ч.2 настоящей статьи, является принципиально новым и впервые введено в Конституцию.
       В правовом государстве судебная власть является самостоятельной (ст.10 Конституции) и независимой от законодательной и исполнительной. Но для того, чтобы действительно стать таковой, судебная власть должна быть наделена реальными полномочиями контроля за законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти, за соответствием принимаемых ими решений Конституции.
       Формы судебного контроля различны. Часть 2 ст.120 предусматривает одну из них. Требование к суду принимать решение в соответствии с законом, если при рассмотрении дела будет установлено несоответствие ему акта государственного или иного органа, означает, что суд, принимая решение по существу, одновременно осуществляет контроль за содержанием подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции) принимаются на основе и во исполнение конкретных законов и должны им соответствовать.
       Конституционной обязанностью суда при рассмотрении гражданского или уголовного дела является проверка соответствия закону актов, принятых государственным или иным органом. В данном случае предусмотрена форма конкретного судебного контроля за содержанием подзаконного акта при рассмотрении конкретного дела, и это является неотъемлемой чертой правосудия.
       Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет высшую форму судебного контроля. Предметом его деятельности является проверка соответствия Конституции федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти и управления России и субъектов Федерации. Таким образом, создается гарантия соблюдения законности. Это тем более важно, что с расширением прав республик в составе Российской Федерации — субъектов Федерации и приравненных к ним краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (ч.2 ст.5 Конституции) они получили право иметь свое законодательство. Проверка соответствия Конституции принимаемых ими законов означает судебный контроль в форме конституционного надзора.
       Формами прямого судебного контроля являются судебная проверка законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей (в качестве меры пресечения), произведенных в ходе предварительного расследования (ст.220 УПК), а также рассмотрение судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан (См. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г.). Суды осуществляют контроль за правомерностью ограничений и некоторых других прав граждан.
       Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановлением от 24 декабря 1993г. «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» рекомендовал судам общей юрисдикции принимать к рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (см. комментарий к ст.23).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:16:56 UTC