|
Конституция РФ, Статья 112
Статья 112
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Комм. Пронина В.С.
Конституция обеспечивает Правительству Российской Федерации большую самостоятельность в осуществлении своих полномочий при формировании системы центральных органов федеральной исполнительной власти и состава Правительства Российской Федерации. Инициатива при решении этого вопроса должна исходить от главы Правительства.
Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, что имеет прямое отношение к последующему формированию состава Правительства.
Под структурой федеральных органов исполнительной власти в ст.112 понимается перечень центральных органов федеральной исполнительной власти (центральных органов управления), подведомственных Правительству Российской Федерации. Прежнее законодательство определяло более детально состав Правительства, а также виды центральных органов управления и критерии их разграничения. Так, министерства являлись центральными органами преимущественно отраслевого управления, а государственные комитеты — центральными органами, осуществляющими межотраслевое управление.
Конституции России регламентировали порядок образования и правовое положение так называемых ведомств — комитетов, главных управлений, управлений и других органов при Совете Министров, — которые могло образовывать само Правительство России. Указанные ведомства отличались от министерств и государственных комитетов не только порядком образования, но и тем, что их руководители не входили автоматически по должности в состав Правительства. Они могли войти в его состав по специальному представлению Председателя Правительства России.
Указ Президента России от 30 сентября 1992г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» установил новый вид ведомств — федеральные службы, российские агентства, федеральные инспекции, федеральные надзоры, которые отнесены к центральным органам. Они образуются указами Президента так же, как министерства, но руководители их не входят в состав Правительства.
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994г. No.66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» включил в структуру федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации и «федеральные органы исполнительной власти», подразделив последние на две группы: 1) федеральные министерства и 2) иные федеральные органы исполнительной власти. В числе последних названы государственные комитеты, комитеты, государственные службы, департаменты, федеральные службы, главные управления, федеральные агентства, федеральные надзоры, государственная инспекция и другие органы. Федеральными министерствами являлись: Министерство топлива и энергетики Российской Федерации Министерство экономики Российской Федерации Министерство науки и технической политики Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство связи Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство путей сообщения Российской Федерации
Министерство труда Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство Российской Федерации по атомной энергии
Министерство строительства Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 27 июня 1994г. No.1336).
Указом определены особенности правового статуса ряда министерств: иностранных дел, обороны, внутренних дел, а также Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Государственной архивной службы России, Главного управления охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной пограничной службы — Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Упомянутые министерства и ведомства подведомственны Правительству и одновременно Президенту (в части вопросов, закрепленных за ним Конституцией либо законодательными актами Российской Федерации).
В ч.2 ст.112 Конституции устанавливается также порядок формирования персонального состава Правительства Российской Федерации. Согласно п.«д» ст.83 Конституции России Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Этот порядок назначения на должность предопределяет и порядок образования состава Правительства Российской Федерации (см. комментарий к ст.110). Указанные полномочия Президент осуществляет на основании предложений Председателя Правительства, который подбирает кандидатов в члены Правительства, отстаивает перед Президентом свою точку зрения на их деловые качества. Таким образом, юридическая сторона этой проблемы заключается в обязательных действиях с обеих сторон. Глава Правительства вносит предложения Президенту по составу Правительства, т.е. формирует Правительство, а Президент назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства.
При обсуждении кандидатур Президент не может не считаться с мнением главы Правительства о лицах, которых предполагается ввести в состав Правительства, однако последнее слово остается за Президентом, так как он решает вопрос о назначении на должность. Строго формально для любого назначения требуется обязательное предложение главы Правительства.
Назначение на должность заместителей Председателя и других членов Правительства — акт большой политической ответственности, поскольку на них возлагаются важнейшие функции исполнительной власти. Например, заместители Председателя Правительства Российской Федерации координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств, других подведомственных Правительству органов, контролируют ее.
Действующая Конституция значительно сократила число подведомственных органов, руководители которых могут входить в состав Правительства. Раньше на основе Закона о Совете Министров — Правительстве Российской Федерации 1992г. в состав Правительства могли входить наряду с министрами председатели государственных комитетов, председатели правительств республик (по должности). По представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации Президент России мог включать в состав Правительства руководителей других центральных органов управления, подведомственных Правительству.
С появлением новых функций в системе федеральной исполнительной власти могут образоваться (помимо министерств) новые виды подведомственных Правительству органов и, вероятно, возникнет необходимость расширения состава Правительства. Очевидно, Правительство пойдет по пути использования опыта прошлых лет. В частности, ранее существовало правило: руководители отдельных важнейших центральных ведомств (но не министерств) включались в состав Правительства в ранге министра.
Возникает проблема, как обеспечить участие руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации в заседаниях Правительства России. В настоящее время, когда уравнялся правовой статус всех субъектов Федерации, включать представителей их по должности в состав федерального Правительства, видимо, нереально. Однако, видимо, целесообразно дать возможность представителям субъектов Федерации присутствовать на заседаниях Правительства и принимать участие в обсуждениях по интересующим их вопросам с правом совещательного голоса.
К членам Правительства Российской Федерации Конституция предъявляет особые требования, специально оговаривая виды деятельности, несовместимые с их пребыванием в составе Правительства. Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакую другую должность в государственных, коммерческих, общественных органах, не имеют права вести предпринимательскую деятельность, а также выполнять любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой. На переходный двухлетний период Конституция делала некоторые исключения для членов Правительства — депутатов Государственной Думы первого созыва. Они могли быть одновременно и депутатами Государственной Думы, и членами Правительства.
|
|