AZ-libr.ру

информационный портал





Конституция РФ, Статья 88

Статья 88
       Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.


Комм. Хангельдыев Б.Б.

       Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи.
       Статья 4 Закона «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991г. определила, что основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:
           а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
           б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
       Комментируемая статья внесла изменения в существовавший до принятия действующей Конституции порядок введения на территории Российской Федерации чрезвычайного положения.
       Новелла состоит в том, что право на введение чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации принадлежит только Президенту Российской Федерации. Прежде это право принадлежало и другим государственным органам, что создавало опасность дублирования полномочий по введению чрезвычайного положения.
       Кроме того, предусмотрено правило, что указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации (п.«в» ч.1 ст.102 Конституции).
       Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогична процедуре утверждения указа о введении военного положения (см. комментарий к ст.87 Конституции Российской Федерации), хотя правовая природа этих указов различна.
       Для издания указа о введении военного положения никаких предварительных обращений в связи с необходимостью вводить военное положение не нужно. В гипотезе нормы названы юридические факты (в данном случае это события), служащие основанием для принятия Президентом указа о введении военного положения.
       Между тем в соответствии со ст.7 Закона «О чрезвычайном положении» до введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п.«а» ст.4 данного Закона, необходимо обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимся инициаторами или участниками действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока. В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций и учреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное положение.
       В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. (ст.4), Президент Российской Федерации в трехдневный срок, как это предписывает ст.41 Закона «О чрезвычайном положении», принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанному Международному пакту, об объеме этих отступлений и о причинах такого решения.
       В уведомлении сообщается также о дате предполагаемого прекращения указанных отступлений от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.
       Комментируемая статья предусматривает, что Президент Российской Федерации вправе вводить чрезвычайное положение в отдельных местностях Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
       На практике возник вопрос о принципах размежевания полномочий по введению в республиках чрезвычайного положения между Президентом Российской Федерации и главами республик. Ответ на этот вопрос дан в Конституции Российской Федерации и конституциях республик, установивших, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
       Данный вопрос должен быть предметно разработан в федеральном конституционном законе.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:16:42 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"