|
Конституция РФ, Статья 81
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то желицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Комм. Постников А.Е.
В этой статье раскрываются основные положения, касающиеся выборов Президента Российской Федерации, и установлен срок его полномочий, демократические принципы избирательного права при выборах Президента, а также определяются дополнительные (т.е. выходящие за рамки ограничений, установленных ст.32 Конституции) условия приобретения пассивного избирательного права российскими гражданами при выборах Президента Российской Федерации.
Срок полномочий Президента Российской Федерации составляет четыре года. По истечении этого срока должны быть проведены новые выборы. Согласно ст.102 Конституции назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания. Ввиду важности обеспечения непрерывности деятельности Президента и своевременного (в установленные сроки) проведения его выборов Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации подробным образом регулирует процедуру назначения выборов главы государства. Согласно ст.4 этого Закона днем выборов Президента Российской Федерации является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Таким образом, Совет Федерации должен назначить выборы не произвольно, а на определенное число. Если же Совет Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, согласно Закону они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.
Особый порядок назначения выборов Президента применяется при досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст.92 Конституции Российской Федерации. Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента на первое воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом. В случае, если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы Президента, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности.
Первые выборы Президента Российской Федерации были проведены 12 июня 1991г. Согласно действовавшей Конституции РСФСР Президент избирался на пять лет. Срок полномочий первого Президента закончился 12 июня 1996г. Следующие выборы состоялись 16 июня 1996г. и 3 июля 1996г. (повторное голосование), в ходе которых на второй срок на должность Президента Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин.
Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» данные принципы избирательного права являются общими для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. Этим Законом и Законом «О выборах Президента Российской Федерации» также установлено, что участие гражданина в выборах Президента является добровольным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Право избирать Президента Российской Федерации возникает у каждого гражданина Российской Федерации по достижении им 18 лет на день выборов (ст.3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Не обладают избирательными правами проживающие на территории России иностранцы и лица без гражданства. Не имеют избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Это ограничение вытекает из ст.32 Конституции Российской Федерации. Активное избирательное право обеспечивается включением граждан в списки избирателей, составляемые участковыми избирательными комиссиями.
Равное избирательное право при выборах Президента обеспечивается тем, что каждому избирателю принадлежит только один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
В ряде государств президент избирается не прямыми выборами граждан, а общенациональным представительным органом или иной коллегией выборщиков (США, ФРГ, Италия и некоторые другие страны). Президент, избранный не населением, а представительным органом, как правило, не располагает таким объемом властных полномочий, установленных конституцией, какие имеются у президента, избранного путем прямых выборов. Избрание Президента Российской Федерации непосредственно гражданами в целом повышает авторитетность института Президента Российской Федерации в системе других органов государственной власти Российской Федерации.
Пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации, т.е. право быть избранным Президентом, не совпадает с активным избирательным правом (правом избирать Президента), Оно включает в себя два дополнительных условия. Президентом может быть избран только гражданин: а) достигший 35-летнего возраста и б) постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Такие ограничения диктуются сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией Российской Федерации на главу государства.
Достаточно высокие квалификации для кандидатов на должность президента характерны и для других стран. В частности, Конституцией США (раздел 1 ст.II) предусмотрено, что Президентом США может быть избран гражданин США по рождению, достигший 35-летнего возраста, проживающий в США не менее 14 лет.
Конституция Российской Федерации не требует, чтобы кандидат на должность Президента Российской Федерации являлся гражданином Российской Федерации по рождению. Условие постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает непрерывного проживания в России 10 лет на день выборов. Речь может идти только о проживании в Российской Федерации не менее 10 лет суммарно ко дню выборов. При этом необходимо, чтобы кандидат на должность Президента Российской Федерации на день выборов постоянно проживал на территории Российской Федерации.
Положение о занятии должности Президента Российской Федерации одним и тем же лицом не более двух сроков подряд направлено на обеспечение ротации, т.е. периодического замещения должности Президента различными лицами. Подобные положения содержатся и в конституциях других государств, в частности США (поправка XXII к Конституции; вступила в силу в 1951г.). Они препятствуют установлению чрезмерной единоличной власти, долгосрочному укреплению во властных структурах сторонников одной политической партии либо политического направления, определяемого президентом государства, который находится на своем посту в течение длительного срока.
Статьей 81 Конституции задается уровень регулирования выборов Президента. Порядок выборов должен устанавливаться федеральным законом. Эта норма исключает принятие подзаконных нормативных актов, в частности указов Президента, определяющих порядок выборов главы государства.
В развитие ч.4 данной статьи Конституции принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». В нем определены следующие наиболее существенные стороны избирательной системы при выборах Президента Российской Федерации.
Право выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам (ст.6 Закона). Под избирательным объединением понимается созданное в порядке, установленном федеральными законами, общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов (ст.28 Закона).
Для регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов подписей от требуемого общего числа подписей (ст.34 Закона).
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Избранным считается кандидат на должность Президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст.55 Закона).
Если ни один из более двух кандидатов на должность Президента не был избран, то Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов (ст.56 Закона).
В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом Российской Федерации, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента (ст.57 Закона).
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не является единственным федеральным законом, регулирующим выборы Президента Российской Федерации. Согласно ст.2 этого Федерального закона законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы. К числу последних относятся законы, регулирующие отдельные стороны избирательного процесса, а также определяющие правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства. Так, ответственность за нарушение порядка выборов Президента Российской Федерации установлена Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Последние изменения в эти кодексы по вопросам, связанным с проведением выборов, были внесены Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 28 апреля 1995г. В новом УК ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусмотрена ст.141.
Статус избирательных объединений, участвующих в выборах Президента Российской Федерации, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». Проживание гражданина на территории избирательного участка, являющееся основанием для включения его в список избирателей, устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
|
|