|
Конституция РФ, Статья 79
Статья 79
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Комм. Крылов Б.С.
Конституция Российской Федерации относит к ведению Федерации международные договоры Российской Федерации (п.«к» ст.71). Это связано с тем, что нормы международного права, создаваемые договорами, оказывают значительное влияние на право Федерации в целом. Из ч.4 ст.15 Конституции, в частности, вытекает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В ч.1 ст.17 Конституции определено, что в Российской федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Сказанное выше подчеркивает значение положений ст.79 для международных отношений Российской Федерации. Здесь указано, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.
В этой статье следует обратить внимание, что участие в межгосударственных объединениях и передача им части полномочий могут быть реализованы только международным договором Российской Федерации. Сама же форма реализаций — заключение международного договора — требует соблюдения правил, установленных в Конституции Российской Федерации. В соответствии с ними ведет переговоры и подписывает международные договоры Президент Российской Федерации (п.«б» ст.86); ратификация и денонсация международных договоров осуществляются федеральным законом в соответствии с установленной для всех федеральных законов процедурой. После принятия Государственной Думой закона о ратификации или денонсации международного договора он подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п.2 ст.106). Ратификационная грамота в соответствии с п.«в» ст.86 Конституции Российской Федерации подписывается Президентом Российской Федерации.
Процедура на первый взгляд может показаться сложной, но эта сложность оправданна: вхождение в межгосударственное объединение требует большой осмотрительности, поскольку многие из таких объединений затем получают возможность оказывать серьезное воздействие на политику вступивших в них государств. В числе таких межгосударственных объединений (организаций) не только, скажем, Организация Объединенных Наций и Содружество Независимых Государств, но и ряд других, в числе которых специализированные учреждения ООН (Международная организация труда. Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Международный валютный фонд, Международная организация гражданской авиации и др.).
Российская Федерация самостоятельно решает вопрос о своем участии в межгосударственных организациях, исходя при этом из государственных интересов.
Российская Федерация, как следует из ст.79 Конституции, не может участвовать в межгосударственных объединениях и, соответственно, заключать международные договоры об участии в них, если это влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина, как они определены общепризнанными принципами и нормами международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации, т.е. прежде всего статьями, включенными в ее гл.2 «Права и свободы человека и гражданина», а также, если участие в межгосударственных объединениях противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, установленным в гл.1 Конституции. Среди них надо особо отметить приоритет прав и свобод человека, единство и суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории и осуществление власти народом.
Включая в свою Конституцию право вступать в межгосударственные объединения и передавать им часть своих полномочий. Российская Федерация исходит из того, что она, как и другие государства, является полноправным членом международного сообщества, в котором установилось и становится все более тесным сотрудничество в областях безопасности, экономики, науки и техники, охраны окружающей среды, гуманитарной и ряде других.
Надо отметить, что право на международное сотрудничество и вхождение в межгосударственные (международные) объединения закреплено в конституциях многих зарубежных государств. В ряде конституций установлены и условия реализации этого права. Так, в ст.24 Основного Закона Федеративной Республики Германии сказано, что «Федерация согласится на ограничение своих суверенных прав, которое должно привести к установлению и обеспечению мирного и длительного порядка в Европе и между народами всего мира». Статья 93 Конституции Испании предусматривает, что закон «может разрешать заключение договоров, предоставляющих право для участия в международных организациях, или учреждение организаций для осуществления функций, вытекающих из положений Конституции».
|
|