|
Конституция РФ, Статья 67
Статья 67
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Комм. Михалева Н.А.
Государственная территория — часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которого оно осуществляет свое территориальное верховенство.
Территория — неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию в рамках Государственной границы. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР. Границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению (См. ст.2 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993г. с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994г.).
Государство распоряжается своей территорией. Территориальное верховенство — это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.
Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения.
Как следует из ч.1 комментируемой статьи, государственная территория Российской Федерации включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними.
Территория Российской Федерации включает в себя территории ее 89 субъектов. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих актах субъектов Федерации констатируется, что их территория не может быть изменена без согласия субъекта.
Россия — крупнейшее государство мира. Ее территория — 17,1 млн. км., а протяженность границ составляет более 58 тыс. км., из них примерно 20 тыс. км. — сухопутный участок и 38 тыс. км. — морской. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии. С Японией и США у России морская граница.
Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.
Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ.
Водная территория включает внутренние воды и территориальное море (территориальные воды).
Согласно Закону Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», к внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России.
Территориальные воды (море) — это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством Российской Федерации и объявляются в «Известиях мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Острова за пределами территориальных вод, как правило, принадлежат ближайшему прибрежному государству.
Согласно международному праву юрисдикция государства в его территориальных водах может быть ограничена. Так, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982г. (аналогичные положения содержатся в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958г.), прибрежное государство не осуществляет свою юрисдикцию на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море этого государства, за исключением четырех случаев:
1) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
2) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие или добрый порядок в территориальном море;
3) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
4) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. Однако в любом случае прибрежное государство может принимать в соответствии со своим законодательством любые меры для ареста или расследования на борту иностранного судна, если оно проходит через территориальные воды после выхода из внутренних вод.
Находящиеся под сухопутной и водной территорией России недра также входят в состав ее территории без каких-либо ограничений по глубине.
Воздушную территорию Российской Федерации составляет ее воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается, но не касается космоса.
За пределами национальной территории Российской Федерации и других государств мира находятся открытое море, Арктика, Антарктика, воздушное пространство над ними, космос. Эти пространства составляют достояние народов мира, использование которых регулируется нормами международного права.
В Конвенции об открытом море, принятой в 1958г. в Женеве, устанавливается, что «открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету» (ст.2). Каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или нет, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море (ст.4).
Свобода открытого моря включает свободу судоходства, рыболовства, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, летать над открытым морем и др. Конвенция обращает внимание на то, чтобы все государства осуществляли указанные свободы, разумно учитывая заинтересованность других государств в использовании открытого моря. Принцип свободы открытого моря распространяется на дно и недра Мирового океана.
Суверенитет государств не распространяется на объекты, находящиеся вне Земли (например, Луну, Марс и другие планеты).
Территориальное верховенство государства не исключает действия на его территории с его согласия иностранного законодательства. Такое согласие может быть выражено во внутреннем законодательстве или международном договоре. Применение средств принуждения ограничено собственной территорией государства. Исключение возможно лишь на основании международного договора между соответствующими государствами. Однако юрисдикция государства в ряде случаев распространяется за пределы его территории.
Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (См. Федеральный закон Российской Федерации «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995г.). Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.
Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
На континентальном шельфе прибрежное государство осуществляет суверенные права, например охрану минеральных и промысел живых ресурсов, контроль за их рациональным использованием, захоронение отходов и других материалов, защиту и сохранение морской среды. Оно вводит ограничения и особые условия пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа, регулирует проведение морских научных исследований, как это предусмотрено Конвенцией о континентальном шельфе 1958г., а также Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. Никто не вправе осуществлять аналогичную деятельность без согласия прибрежного государства. В соответствии с принципами международного права все государства могут прокладывать на континентальном шельфе по согласованию с прибрежным государством подземные кабели и трубопроводы.
В районе континентального шельфа государство имеет исключительную юрисдикцию над находящимися в нем искусственными островами, установками, сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
В отношении исключительной экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа, но оно, кроме того, осуществляет юрисдикцию в отношении морских научных исследований, а также защиту и сохранение морской среды в его исключительной экономической зоне. Права прибрежного государства на живые ресурсы в исключительной экономической зоне, в отличие от континентального шельфа, не являются абсолютными. В исключительной экономической зоне (она может простираться на 200 миль) действуют принципы и нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов).
Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но и природную среду. Природная среда включает в себя природные ресурсы, которые используются в промышленности, сельском хозяйстве и повседневной человеческой деятельности.
Согласно нормам международного права никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории. Государственная территория, земля с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, физическими и юридическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена.
Генеральная Ассамблея ООН подтверждает постоянный суверенитет каждой страны над своими природными ресурсами. Нарушение права народов и наций на суверенитет над их природными богатствами и ресурсами противоречит духу и принципам Устава ООН и препятствует развитию международного сотрудничества и поддержанию мира.
Часть 3 комментируемой статьи касается порядка изменения границ между субъектами Российской Федерации.
В связи с тем, что территория Федерации охватывает территорию ее субъектов, устанавливается особая процедура согласования территориальных изменений. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены лишь по их взаимному согласию, но с обязательным утверждением решения Советом Федерации.
Вопросы, касающиеся изменения границ, отражены также в республиканских конституциях и уставах других субъектов Федерации. Так, Конституция Коми гласит, что территория Республики не может быть изменена без ее согласия (ст.61). Конституция Дагестана устанавливает, что территория и границы Республики могут быть изменены по волеизъявлению дагестанского народа (ст.60). Устав (Основной Закон) Ставропольского края содержит норму о том, что территория края не может быть изъята без согласия квалифицированного большинства 2/3 жителей Ставропольского края, установленного путем краевого референдума.
Соглашение между субъектами Федерации об изменении их границ подлежит, как отмечается в ст.102 Конституции, утверждению Советом Федерации. Так, 3 февраля 1994г. Совет Федерации утвердил изменение границ между Ивановской и Нижегородской областями.
Такой порядок изменения границ между субъектами Федерации является гарантией целостности государственной территории России.
|
|