Конституция РФ, Статья 113

Статья 113
       Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Комм. Звеков В.П.

       Конституция отводит Председателю Правительства решающую роль как в определении основных направлений деятельности Правительства, так и в организации его работы.
       Это не означает, в принципе, отказа от коллегиального начала в работе Правительства, но закрепляет за его Председателем право выбирать главные участки, на которых будут сосредоточены усилия федеральной исполнительной власти, и возлагает на него полноту ответственности за надлежащий выбор и должное «освоение» этих участков. В то же время коллегиальный характер заседаний Правительства, широкий и свободный обмен мнениями по рассматриваемым вопросам не может быть копированием процедур принятия решений, типичных для представительных или общественных организаций. Здесь предпочтительнее оперативность в принятии решений, более жесткий регламент обсуждения.
       Характеристика основных направлений деятельности Правительства предопределяется всей совокупностью его важнейших задач на определенный период. Безусловно, в основных направлениях опосредуются прежде всего задачи стратегического характера, решаемые Правительством. Для понимания значения основных направлений деятельности Правительства необходимо выделить следующие моменты.
           Во-первых, основные направления работы Правительства строятся на правовых началах в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента.
           Во-вторых, деятельность Правительства исходит в целом из направлений внутренней и внешней политики, определяемых Президентом.
           В-третьих, главные направления деятельности Правительства закрепляются и конкретизируются в его программных документах и иных основополагающих решениях и реализуются в повседневной, текущей работе правительственных структур.
       Так, для реализации первого этапа правительственной программы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» был принят План действий Правительства на 1993—1994гг., в котором главное внимание было сосредоточено на последовательном проведении реформы, и в первую очередь на обеспечении прав и социальных гарантий граждан, развитии рыночных методов регулирования экономики, достижении финансовой стабилизации, осуществлении более гибкой региональной политики. В марте 1994г. Правительство, добиваясь выполнения этой программы, приняло постановление «О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год», которым утвердило План первоочередных мер, подлежащих реализации в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)».
       Новые рубежи в проведении экономических преобразований намечены в Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах». Главная цель новой среднесрочной программы — добиться в течение 1995—1997гг. возобновления экономического роста. Одна из важнейших ее особенностей — перемещение преобразований в самое основание хозяйственной жизни. Как отмечается в Программе, Правительство планирует повысить действенность социальной политики, принять необходимые меры по сдерживанию растущей безработицы, чрезмерной дифференциации доходов и бедности, поддержанию и реформированию социальной сферы.
       В целях создания необходимых условий для дальнейшего развития и углубления, проводимых в стране экономических преобразований утвержден Комплексный план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 1996г. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» и Программы Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах».
       Принципиальное значение для реализации основных направлений деятельности Правительства имеют федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Правительством определен порядок разработки и реализации указанных целевых программ.
       При разработке федеральных целевых программ предусматриваются: решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач; согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования; комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий; согласованность решения федеральных и региональных задач; достижение требуемого конечного результата в установленные сроки (См. Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»).
       Конституционная норма возлагает на Председателя Правительства организацию работы Правительства.
       К числу традиционных полномочий Председателя Правительства по организации работы Правительства следует отнести: руководство Правительством и его заседаниями; распределение обязанностей между первыми заместителями и заместителями Председателя; представление Правительства Российской Федерации в международных отношениях; издание в неотложных случаях от имени Правительства постановлений и распоряжений по отдельным вопросам государственного управления.
       Основной организационной формой деятельности главы Правительства является проведение заседаний Правительства и его Президиума. Руководит заседаниями Председатель Правительства, а в его отсутствие заседания проводит Первый заместитель Председателя Правительства. На заседаниях Правительства и его Президиума вправе председательствовать Президент Российской Федерации.
       На заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально-культурного строительства. Исключительно на заседаниях Правительства рассматриваются вопросы, определенные в ст.24 Закона Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации», в том числе вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета, проекты федеральных программ.
       Заседания Правительства считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей общего числа членов Правительства. Решения на заседаниях Правительства принимаются большинством голосов присутствующих членов Правительства.
       Последовательное осуществление разделения законодательной и исполнительной власти предполагает создание стабильного механизма их тесного взаимодействия, особенно в области, связанной с законопроектной деятельностью. Организация взаимодействия Правительства с палатами Федерального Собрания осуществляется полномочным представителем Правительства в Федеральном Собрании. Возглавляемое им представительство состоит из статс-секретарей — заместителей министров Российской Федерации и других лиц, назначаемых Правительством.
       Представительство по вопросам, входящим в его компетенцию, осуществляет взаимодействие также с комитетами и комиссиями палат, депутатскими объединениями, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, политическими партиями и общественными организациями, ведущими российскими и зарубежными специалистами (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 1994г. No.1392 «О мерах по обеспечению взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания»).
       Еще одним проявлением сотрудничества Правительства и парламента являются подготавливаемые Правительством в соответствии с ч.3 ст.104 Конституции Российской Федерации заключения по проектам законов, направляемым Государственной Думой в Правительство Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 1994г. No.310 «О порядке подготовки Правительством Российской Федераций заключений по проектам законов, направляемым Государственной Думой»).
       Возглавляя систему федеральных органов исполнительной власти, Правительство определяет их функции по осуществлению взаимодействия с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, включая оказание информационной поддержки законотворческой деятельности, обеспечение представления специалистами единой скоординированной позиции Правительства, подготовку проектов предложений и замечаний Правительства по рассматриваемым в палатах законопроектам, организацию работы с обращениями депутатов.
       Сложились формы взаимодействия Президента и Правительства, включающие систематическое информирование Председателем Правительства Президента о работе Правительства, подготовку на взаимосогласованной основе планов законопроектных работ Президента и Правительства, согласование в установленном порядке законопроектов, вносимых Правительством и Президентом в Государственную Думу, а в определенных случаях также проектов актов, принимаемых Правительством и Президентом (См. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994г. No.1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»).
       Банк России для реализации возложенных на него функций участвует в разработке экономической политики Правительства. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства. Правительство и Банк России информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение. Закон возлагает на них обязанности координировать свою политику, проводить регулярные консультации (См. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"»).
       Гласность — одно из основных начал, определяющих деятельность Правительства. Сохранению и укреплению этого начала служат меры по совершенствованию взаимодействия Правительства со средствами массовой информации Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1995г. No.450 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства Российской Федерации со средствами массовой информации»). Целями их являются, в частности, разработка концепции информационного освещения работы Правительства, обеспечение средств массовой информации материалами о деятельности Правительства по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Федерации, оперативное распространение официальной информации о решениях Правительства.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 06-Nov-2013 08:30:54 UTC