Конституция РФ, Статья 85

Статья 85
       1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
       2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Комм. Крылов Б.С.

       Права Президента, изложенные в данной статье, прямо вытекают из его обязанности обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (см. ч.2 ст.80 Конституции).
       Часть 1 данной статьи посвящена правомочию Президента Российской Федерации разрешать конфликты и разногласия, во-первых, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
       В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, что имеет принципиальное значение, так как в результате Президент оказывается свободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении согласованного решения.
       Наиболее часто для достижения согласованного решения Президентом используются организация переговоров с участием спорящих сторон и образование согласительных комиссий. Возможно применение и других согласительных процедур — создание третейских судов, оказание «добрых услуг» и т.п.
       В качестве примера действенности согласительных процедур под руководством Президента можно привести переговоры о достижении общих целей в деятельности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, партий, профсоюзов, общественных и религиозных объединений, в результате чего 28 апреля 1994г. был открыт для подписания Договор об общественном согласии. Договор был подписан более чем 800 участниками и был направлен на стабилизацию политической ситуации в стране.
       Образование согласительных комиссий и организация переговоров сторон уже использовались Президентом для достижения согласия сторон. Переговоры нередко проводятся с участием представителей Президента.
       Так, после того, как на завершающей стадии переговоров об урегулировании спорных вопросов о правовом положении города Норильска и находящихся в нем предприятий между Красноярским краем и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономными округами в них принял участие помощник Президента Российской Федерации, между спорящими сторонами 2 ноября 1995г. был заключен Договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и органами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
       Возрастающее значение использования согласительных процедур для разрешения разногласий вызвало необходимость их правового регулирования. В октябре 1995г. Президент возложил на Комиссию при Президенте Российской Федерации по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации подготовку предложений о применении Президентом Российской Федерации согласительных процедур для разрешения разногласий в соответствии со ст.85 Конституции (См.: Указ Президента Российской Федерации от 5 октября 1995г.).
       В случаях, если применение согласительных процедур не приведет к согласованному решению, Президента соответствии с Конституцией может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Выбор суда зависит от характера спора и компетенции суда, определяемой законом. В соответствии со ст.125 Конституции Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, вправе разрешать споры о соответствии Конституции Российской Федерации ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст.125).
       В соответствии с этим в ст.92 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указано, в частности, что правом обращения в этот суд на основании ст.85 Конституции обладает Президент Российской Федерации.
       Возможность обращения Президента в суд в случаях, предусмотренных ст.85 Конституции, установлена и в других федеральных законах. Так, в ст.116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР указано, что Верховный Суд Российской Федерации по первой инстанции рассматривает дела «по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со ст.85 Конституции Российской Федерации, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (См.: Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 3 ноября 1995г.).
       В ч.2 ст.85 Конституции Президент наделяется правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом надо иметь в виду ряд обстоятельств.
       Прежде всего, надо обратить внимание на то, что Президент вправе приостановить действие только такого акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, который противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушает права и свободы человека и гражданина.
       Следует заметить, что Президент вправе приостанавливать действие только актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но он не может приостановить действие актов их органов законодательной власти.
       Как известно, в соответствии с ч.2 ст.77 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это единство осуществляется в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При рассмотрении вопроса о полномочиях федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации следует учитывать, что в соответствии с ч.2 и З cт.78 Конституции они могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий (см. комментарии к ст.77 и 78 Конституции).
       Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации Президентом Российской Федерации приостанавливались неоднократно. В частности, в марте 1994г. Президент Российской Федерации приостановил своим Указом, действие постановления Администрации Красноярского края от 22 февраля 1994г., которым назначался референдум по проекту краевого закона об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае, поскольку реализация постановления Администрации привела бы к нарушению ряда положений федеральной Конституции, в частности ч.2 ст.66 и ч.1 ст.77, устанавливающих процедуру принятия устава края и необходимость соответствия системы органов государственной власти края основам конституционного строя Российской Федерации.
       18 января 1996г. Президент Российской Федерации приостановил действие Указа Президента Республики Башкортостан «О мерах по совершенствованию валютного контроля за импортом товаров, работ и услуг предприятиями, учреждениями, организациями Республики Башкортостан в порядке предоплаты», как противоречащего Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
       В данных указах Президента предлагалось органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действие актов которых приостанавливалось, привести эти акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
       Как следует из ч.3 ст.85 Конституции, действие актов приостанавливается до решения соответствующим судом вопроса об их противоречии федеральной Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушении прав и свобод человека. Однако на практике вмешательства суда не требовалось, поскольку оспариваемые Президентом Российской Федерации акты отменялись принявшими их органами еще до рассмотрения дела в суде.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 06-Nov-2013 08:30:54 UTC