КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ВТОРОЙ

Глава 54. КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ

Комм. Васильева Е.Н., Сосна С.А.

       Договор коммерческой концессии и порождаемое им обязательство являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании. Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор — так называемый франчайзинг.
       Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право на использование фирменного наименования и (или) товарного знака в сфере торговли для перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара.
       Под товаром в широком смысле здесь понимается не только продукция в форме вещей, но также работы и услуги.
       Анализ правоотношений, сформулированных в гл.54 ГК, позволяет сделать вывод, что в действительности речь в ней идет о франчайзинге (или договоре франшизы), в соответствии с которым правообладатель (предприниматель, обладающий известной, пользующейся добротной и авторитетной рыночной репутацией “фирмой”) предоставляет другому предпринимателю (пользователю) исключительные права на свою “фирму” с целью использования ее последним в его собственной предпринимательской деятельности.
       Экономический смысл договора франчайзинга состоит в том, что предприниматель-правообладатель получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством и усилиями предпринимателя-пользователя исключительных прав на фирменное наименование. В выигрыше остается и пользователь, которому не надо рисковать в острой конкурентной борьбе на рынке, потому что он надежно защищен известной, авторитетной “фирмой”.
       Таким образом, франчайзинг как одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся договорных форм предпринимательской деятельности введен комментируемой главой ГК в гражданский оборот России под названием “договор коммерческой концессии”.
       Поэтому в комментарии к ней он будет обозначаться тем же наименованием.

Статья 1027. Договор коммерческой концессии
Статья 1028. Форма и регистрация договора коммерческой концессии
Статья 1029. Коммерческая субконцессия
Статья 1030. Вознаграждение по договору коммерческой концессии
Статья 1031. Обязанности правообладателя
Статья 1032. Обязанности пользователя
Статья 1033. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии
Статья 1034. Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю
Статья 1035. Право пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок
Статья 1036. Изменение договора коммерческой концессии
Статья 1037. Прекращение договора коммерческой концессии
Статья 1038. Сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон
Статья 1039. Последствия изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя
Статья 1040. Последствия прекращения исключительного права, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:30:34 UTC