AZ-libr.ру

информационный портал





КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ

Статья 1162. Свидетельство о праве на наследство
       1. Свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.
       Свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части.
       В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации (статья 1151).
       2. В случае выявления после выдачи свидетельства о праве на наследство наследственного имущества, на которое такое свидетельство не было выдано, выдается дополнительное свидетельство о праве на наследство.


Комм. Чепига Т.Д.

       1. Свидетельство о праве на наследство — официальный документ, подтверждающий наследственные права лица на имущество умершего гражданина.
       Отношения, связанные с выдачей и получением свидетельства о праве на наследство, регламентированы не только нормами ГК, но также Основами законодательства о нотариате, Законом РФ от 09.12.1991 №2005-1 «О государственной пошлине» (в ред. от 08.12.2003) {Ведомости РФ. 1992. №11. Ст.521; СЗ РФ. 1996. №1. Ст.19; №35. Ст.4128; 1997. №29. Ст.3506; 1998. №30. Ст.3613; 1999. №16. Ст.1934; 2001. №33 (ч.1). Ст.3415; 2002. №12 Ст.1093; №30. Ст.3022; Ст.3033; 2003. №50. Ст.4855.}.
       Юридическое значение этого документа определяется его право-подтверждающим характером, публичным порядком его выдачи и получения. Выдача свидетельства о праве на наследство не является правообразующим фактом. Право собственности, кредиторские права требований к должникам, права на ценные бумаги, обязанность уплатить долги наследодателя и другое имущество наследодателя становится принадлежащим наследникам не в силу свидетельства о праве наследования, а в силу наследственного правопреемства. Свидетельство о праве на наследство удостоверяет именно юридическое основание, определяющее переход к наследнику права собственности, других прав и обязанностей, принадлежавших наследодателю при его жизни. Поэтому правообразующее (правопрекращающее и правоизменяющее) значение имеет наследование как основание правопреемства, но не свидетельство о праве на наследство, подтверждающее это основание. Однако свидетельство о праве на наследство является важным доказательством наличия права на наследство.
       Законом не предусмотрена обязанность получения наследниками свидетельства о праве на наследство. Однако наличие такого свидетельства необходимо, если законом предусмотрен специальный режим регистрации прав на отдельные виды вещей и другие неимущественные объекты либо особый порядок учета объектов прав. Укажем отдельные случаи, при которых получение свидетельства о праве на наследство является условием осуществления права на приобретение наследственного имущества.
       Согласно ст.1128 ГК денежные средства, в отношении которых в банке совершено завещательное распоряжение, выдаются наследникам на основании свидетельства о праве на наследство и в соответствии с ним.
       Согласно ст.17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость свидетельство о праве на наследство является основанием для государственной регистрации перехода к наследнику прав на недвижимое имущество, принадлежавшее наследодателю.
       В соответствии со ст.8 Закона о рынке ценных бумаг держатель реестра владельцев ценных бумаг имеет право внести в систему ведения реестра изменения, связанные с внесением сведений о наследнике как новом владельце ценных бумаг взамен прежнего умершего владельца ценных бумаг, лишь на основании документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги в соответствии с гражданским законодательством РФ. Таким документом является свидетельство о праве на наследство, выданное наследнику и подтверждающее переход к нему прав на ценные бумаги, ранее принадлежавшие наследодателю.
       Перерегистрация гражданского оружия, принадлежавшего наследодателю и перешедшего в порядке наследования к другому лицу, производится органами внутренних дел на основании документов, подтверждающих вступление лица в наследство в соответствии со ст.20 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» {СЗ РФ. 1996. №51. Ст.5681.} и ст.29 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814 {СЗ РФ. 1998. №32. Ст.3878.}. Таким документом служит выданное наследнику свидетельство о праве на наследство.
       Свидетельство о праве на наследство необходимо также наследникам умершего участника общества с ограниченной ответственностью, поскольку оно подтверждает статус лица как наследника. Статус наследника служит основанием, в силу которого доля умершего участника общества может перейти к его наследникам в соответствии со ст.21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
       2. Правила комментируемой статьи устанавливают более детальный порядок выдачи свидетельства о праве на наследство по сравнению с ранее действовавшим ГК РСФСР.
       В отличие от ст.557 ГК РСФСР, правила которой ограничивались закреплением правовой возможности получения наследниками свидетельства о праве на наследство, правила комментируемой статьи предусматривают не только право наследников получить указанный документ, но также называют должностных лиц, уполномоченных выдать свидетельство, виды документа по его содержанию и объектам наследования.
       3. Основанием выдачи свидетельства о праве на наследство служит заявление наследника (абз.2 п.1 комментируемой статьи).
       Получение свидетельства является добровольным, хотя в ряде случаев и необходимым актом наследника; свидетельство выдается наследнику, имеющему право наследования в соответствии с завещанием или законом.
       В рамках комментируемой статьи под наследником, по заявлению которого может быть выдано свидетельство о праве на наследство, следует понимать лицо, призванное к наследованию при наличии предусмотренных законом оснований и принявшее наследство в установленном порядке.
       Заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство выполняет две функции. Во-первых, посредством указанного заявления возбуждается деятельность должностных лиц, обязанных подтвердить право на наследство, принадлежащее заявителю. Заявление сохраняет свою силу, будучи подано в любое время после открытия наследства. Во-вторых, заявление одновременно является актом принятия наследства, если подано в течение установленного срока для принятия наследства (ст.1153 ГК).
       В первом случае свидетельство о праве на наследство может быть выдано по заявлению, поданному после истечения срока для принятия наследства, если имеются доказательства принятия наследником наследства в установленный срок (ст. 1153, 1154 ГК) или признания опоздавшего наследника принявшим наследство со стороны других наследников, принявших наследство (п.2 ст.1155 ГК). Во втором случае само заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, поданное в течение срока для принятия наследства, — бесспорное доказательство принятия наследства.
       В правилах ст.70—71 Основ законодательства о нотариате, касающихся выдачи свидетельства о праве на наследство, предусмотрены требования, соблюдение которых не противоречит положениям комментируемой статьи и другим правилам приобретения наследства, установленным ГК.
       Заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство должно быть подано в письменной форме. Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам, принявшим наследство. В целях выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус или другое уполномоченное должностное лицо обязаны истребовать соответствующие доказательства для установления факта открытия наследства, времени и места открытия наследства, оснований призвания наследника к наследству, принятия наследником наследства либо согласия всех других наследников на включение опоздавшего наследника в свидетельство о праве на наследство, выяснения состава и места нахождения наследственного имущества и его принадлежности наследодателю.
       Свидетельство о праве на наследство выдается при отсутствии между заинтересованными лицами спора о праве. Если в суде рассматривается спор о праве на наследство, об удостоверении которого было подано заявление, действия по выдаче свидетельства должны быть отложены до рассмотрения спора судом. В этом случае свидетельство о праве на наследство может быть выдано на основании вступившего в законную силу решения суда.
       4. Свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или другим уполномоченным должностным лицом, имеющими право совершать нотариальные действия по выдаче свидетельств о праве на наследство (п.1 комментируемой статьи) и обязанными в силу служебных полномочий выполнить эти действия по заявлению наследников.
       Место открытия наследства определяется по правилам ст.1115 ГК (см. коммент. к этой статье).
       Орган, которому подается заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, является тем же органом, которому подается заявление о принятии наследства. Этот орган действует по месту открытия наследства. Он назван в ст.1153 ГК и комментируемой статье. Это — нотариус или другое должностное лицо, уполномоченное в соответствии с законом совершать нотариальное действие о выдаче свидетельств о праве на наследство.
       В соответствии со ст.36 Основ законодательства о нотариате правом выдачи свидетельств о праве на наследство наделены нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанного нотариального действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальнрй палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Правом выдачи свидетельств о праве на наследство наделены также должностные лица консульских учреждений РФ, что предусмотрено ст.38 Основ законодательства о нотариате. Что же касается должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных выполнять отдельные виды нотариальных действий в случаях отсутствия в населенных пунктах нотариуса, то им не предоставлены полномочия по выдаче свидетельств о праве на наследство (ст.37 Основ законодательства о нотариате).
       Нотариус и другие уполномоченные должностные лица обязаны по просьбе наследников выдать свидетельство о праве на наследство при наличии соответствующих оснований и необходимых доказательств. Отказ в совершении этого нотариального действия может быть обжалован заинтересованным лицом в районный суд по месту деятельности нотариуса или уполномоченного должностного лица (ст.310 ГПК, ст.49 Основ законодательства о нотариате). Суд, признавший обоснованность отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство, своим решением обязывает нотариуса или другое должностное лицо совершить такое действие (ст.312 ГПК).
       5. Содержание свидетельства о праве на наследство должно соответствовать всем основным условиям наследственного правопреемства: в нем указывается наследодатель, время открытия наследства, наследственное имущество, наследники и размеры принадлежащих им наследственных долей.
       В соответствии с абз.2 п.1 комментируемой статьи могут быть выданы различные по содержанию свидетельства в зависимости от объема сведений о правопреемстве, запрашиваемых наследниками в подтверждение своих прав на наследство и удостоверяемых свидетельством.
       Свидетельство о праве на наследство может быть выдано всем наследникам вместе (общее, или совместное свидетельство) или каждому наследнику в отдельности (отдельное свидетельство), на все наследственное имущество (генеральное свидетельство) или на его отдельные части (специальное свидетельство).
       В случае выявления после выдачи свидетельства о праве на наследство имущества, на которое такое свидетельство не было выдано, выдается дополнительное свидетельство о праве на наследство (п.2 комментируемой статьи). По смыслу установленного правила дополнительное свидетельство выдается на такие объекты, которые не были включены в состав наследственного имущества, поскольку о них не было известно (например, не было сведений о принадлежности наследодателю банковских вкладов, внесенных в банковские учреждения не по месту открытия наследства, или недвижимого имущества, приобретенного наследодателем не в месте его жительства, и др.). Однако, если наследнику было выдано свидетельство, например, о праве на наследование завещанного банковского вклада, а затем, по истечении какого-то времени, наследник просит выдать ему также свидетельство о праве наследования квартиры, входящей в состав наследства, выдается еще одно дополнительное свидетельство.
       В тексте свидетельства о праве на наследство, выдаваемого одному из наследников или на отдельные объекты наследования (квартиру, автомашину, акции и др.), в том числе на дополнительно выявленные наследственные объекты, делается оговорка, позволяющая воспринимать такое дополнительное свидетельство о праве на наследство как документ, подтверждающий не все отношения правопреемства после смерти определенного гражданина, а лишь их часть.
       Свидетельство о праве на наследство после его выдачи может быть признано недействительным в целом или в части лишь по решению суда, вынесенному в порядке искового производства по спору о гражданском праве.
       Свидетельство может быть аннулировано самим органом, выдающим его, в порядке, предусмотренном правилами п.2 ст.1155 ГК. В этом случае взамен аннулированного должно быть выдано новое свидетельство, в которое включается восстановленный в праве на наследство наследник, пропустивший срок для принятия наследства.
       6. Выдача Российской Федерации как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельства о праве на наследство любому другому наследнику (абз.3 п.1 комментируемой статьи).
       Осуществление права Российской Федерации на получение свидетельства о праве на наследование выморочного имущества имеет особенности, вытекающие из специфики осуществления Российской Федерацией гражданской правосубъектности (ст.125 ГК) и особенностей наследования выморочного имущества (ст.1151 ГК).
       До принятия специального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества (п.3 ст.1151 ГК) действует Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 №683 (в ред. от 25.07.1991) {СП СССР 1990. №17; №26. Ст.121.}. Согласно Положению обязанности учета имущества, переходящего по праву наследования к государству, возложены на налоговые органы. В связи с этим свидетельство о праве наследования государства должно быть выдано по заявлению соответствующих налоговых органов, поданному по месту открытия наследства.
       Применение общего порядка выдачи свидетельства о праве наследования выморочного имущества Российской Федерацией означает, что действующий от имени Российской Федерации соответствующий государственный орган должен обладать необходимыми для получения документа полномочиями. Он обязан подать письменное заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство на имя Российской Федерации нотариусу или другому должностному лицу по месту открытия наследства. Уполномоченный орган обязан также представить доказательства факта и места открытия наследства, основание наследования выморочного имущества, принадлежность выморочного имущества определенному наследодателю и другие документы, необходимые для выдачи свидетельства о праве на наследство.
       7. При выдаче свидетельства о праве на наследство в соответствии с законом взимается государственная пошлина. Размеры государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство установлены Законом РФ «О государственной пошлине». Установленные размеры дифференцированы в зависимости оттого, выдается свидетельство наследникам по закону первой очереди или всем остальным наследникам, при этом размер госпошлины для вторых в 2 раза выше, чем размер госпошлины, взыскиваемой с наследников по закону первой очереди.
       Закон предусматривает льготы по уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, освобождая от ее уплаты или снижая ее размер в зависимости от разных обстоятельств, связанных, например, с проживанием наследников в наследственном доме совместно с наследодателем на день открытия наследства и после этого, либо обусловленных инвалидностью или несовершеннолетием наследников, либо совершаемых в интересах государства, как при выдаче свидетельства о праве наследования выморочного имущества (п.4 ст.5 Закона РФ «О государственной пошлине»).
       Однако нельзя не заметить, что концепция Закона, разработанная в период действия прежнего наследственного законодательства, не вполне соответствует концепции нового наследственного права, отводящего преимущественную роль наследованию по завещанию и предусмотревшего восемь очередей наследников по закону вместо двух, а также существенно изменившего институт обязательной наследственной доли.
       Так, наследники по завещанию, даже если они относятся к наследникам по закону первой очереди, обязаны уплатить за получение свидетельства о праве на наследство по завещанию государственную пошлину, которая по размеру вдвое выше, чем та, которую надлежало бы уплатить за получение свидетельства о праве наследования по закону. Наследники, имеющие право на обязательную долю, если они не являются несовершеннолетними или инвалидами I или II группы, не относятся к категории лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины. Но эти наследники нуждаются в особой социальной защите, так как обладают ограниченной платежеспособностью. К тому же размер их обязательной доли существенно снижен по сравнению с размером обязательной доли по ранее действовавшему закону. Неравное положение наследников по закону и по завещанию в отношениях по уплате государственной пошлины должно иметь серьезные мотивы.
       8. Имущество, которое переходит по наследству, облагается налогом в порядке, установленном законом. В соответствии с Законом РФ от 12.12.1991 №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (в ред. от 30.12.2001) {Ведомости РФ. 1992. №12. Ст.593; 1993. №4. Ст.118; №14. Ст.486; СЗ РФ. 1995. №5. Ст.346; 2002. №1 (ч.1). Ст.2.} нотариусы или другие уполномоченные должностные лица, совершающие нотариальные действия по выдаче свидетельств о праве на наследство, направляют в налоговый орган справку о стоимости имущества, перешедшего в собственность граждан в порядке наследования. Такая справка необходима налоговым органам для исчисления налога с наследства и предъявления наследникам соответствующего платежного извещения.
       В исчерпывающий перечень объектов, подлежащих налогообложению, включены наиболее ценные в стоимостном и потребительском отношении виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, автомобили, предметы антиквариата и искусства, банковские вклады, ценные бумаги и т.п. имущество.
       Ставки налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования, дифференцированы в зависимости от оснований и очередности наследования и стоимости наследуемых объектов.
       Льготы по уплате налога на имущество, переходящее по наследству, носят весьма ограниченный характер. Они предоставляются: пережившему супругу — в отношении всего наследуемого им имущества; наследникам, проживавшим в доме (квартире) совместно с наследодателем — в отношении этого наследуемого жилого дома (квартиры); наследникам, являющимся инвалидами I и II групп, — в отношении наследуемых ими жилых домов (квартир) и транспортных средств; членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, — в отношении наследуемых транспортных средств.
       Правила налогообложения имущества, переходящего по наследству, как и правила об уплате государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство, также не вполне соответствуют новой концепции наследственного права в России. Например, не оправданы дифференциация налогов на имущество, переходящее в порядке наследования по закону, и налогов на имущество, переходящее по завещанию; отсутствие льгот для несовершеннолетних наследников и наследников, приобретающих наследство в виде обязательной доли, и др.
       Было бы желательно, чтобы реформа налоговой системы в России коснулась и налогообложения имущества, переходящего по наследству, и государственной пошлины, взимаемой при выдаче свидетельств о праве на наследство.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:29:28 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"