КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ВТОРОЙ

Статья 1063. Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению
       1. Отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр — Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей — юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном законом, — и участниками игроснованы на договоре (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ).
       2. В случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ).
       3. Предложение о заключении договора, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.
       В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба.
       4. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок вэтих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ).
       5. В случае неисполнения организатором игр указанной в пункте 4 настоящей статьи обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора.

Комм. Тарасов А.А.

       1. В настоящее время деятельность, связанная с проведением лотерей, регулируется ГК и Федеральным законом от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях» {СЗ РФ. 2003. №46 (ч.1). Ст.4434.}. Согласно этому Закону лотерея — это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Понятие тотализатора дано во Временном положении о лотереях в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 19.09.1995 №184 (в ред. от 18.02.2002) {СЗ РФ. 1995. №39. Ст.3754; 2002. №8. Ст.809.}. Тотализатор — игра, в которой участник делает прогноз (заключает пари) на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально значимой ситуации, где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами В связи с принятием второй части ГК представляется устаревшим определение Временным положением тотализатора как игры. Согласно п.1 комментируемой статьи тотализатор — это взаимные пари
       К иным играм, указанным в п.1 комментируемой статьи, относятся игры в казино (рулетка, карточные игры, кости), моментальное лото (бинго), игры с автоматами с денежным или натуральным выигрышем, а также прочие игры, на проведение которых выдаются лицензии
       2. По договору лотереи, тотализатора участник (кредитор) исполняет свою обязанность в момент заключения договора, приобретая билет, иной документ, определенный товар или оплачивая стоимость участия в игре или тотализаторе, а у организатора (должника) возникают следующие обязанности провести игру или подвести итоги тотализатора, обеспечить участие в них должника, выдать или выплатить выигрыш должнику в случае его выпадения
       Комментируемая статья не указывает, что за участие в игре или тотализаторе взимается плата, те договоры лотереи и тотализатора могут быть как возмездными, так и безвозмездными Поэтому нормы ГК о лотереях распространяются на случаи проведения в рекламных целях розыгрышей призов среди покупателей определенных товаров (потребителей услуг), на выигрышные займы и тп Пункт 3 ст.3 Федерального закона «О лотереях» по признаку возмездности выделяет два вида лотерей лотереи, право на участие в которых связано с внесением платы, и стимулирующие лотереи, право на участие в которых не связано с внесением платы
       3. В действующем законодательстве установлены ограничения наиспользование в качестве объектов лотерей, тотализаторов некоторых событий, в частности в период выборов — результатов референдума, выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы (Федеральные законы от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред от 04.07.2003) {СЗ РФ 2002 №24 Ст.2253, №39 Ст.3642, №52 (ч.1) Ст.5132, 2003 №26 Ст.2572, №.27 (ч.2) Ст.2711, Ст.2716}, от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» {СЗ РФ 2003 №2 Ст.171}, от 20.12.2002 №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации» (в ред. от 23.06.2003) {СЗ РФ 2002 №51 Ст.4982, 2003 №.26 С.2571, Ст.2572, Ст.2573})
       4. ГК определяет специальный субъектный состав договоров лотереи, тотализаторов и других игр, основанных на риске. Кредиторами (участниками игр) могут быть любые лица, а должниками (организаторами игр, тотализаторов) — Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования, лица, получившие разрешение (лицензию) от уполномоченного государственного или муниципального органа.
       Федеральный закон «О лотереях» в качестве основного обязанного лица по договору лотереи называет организатора лотереи. Даже если лотерея проводится через оператора лотереи, то согласно Закону он действует от имени и по поручению организатора.
       Согласно Федеральному закону «О лотереях» уполномоченный орган, выдающий разрешения на проведение лотерей, определяется в зависимости от территории проведения лотереи:
       — для международных и всероссийских лотерей таким органом является орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ;
       — для региональных лотерей — орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта РФ;
       — для муниципальных лотерей — орган, уполномоченный органом местного самоуправления.
       Статьей 7 Федерального закона «О лотереях» предусмотрен уведомительный порядок проведения стимулирующих лотерей. Выдача разрешений на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ (постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1004 «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» {СЗ РФ. 1997. №36. Ст.4167.}).
       5. Форма договоров лотереи, тотализатора и иных игр может быть как письменной, так и устной. Лотерейный билет, квитанция, иные документы, которые закрепляют существенные условия таких договоров, не являются письменной формой договоров игр, их следует рассматривать как документы, удостоверяющие факт заключения договора игры в устной форме и фиксирующие его содержание.
       6. В предложении заключить договор лотереи, тотализатора или другой основанной на риске игры должны содержаться все его существенные условия: срок проведения, порядок определения выигрыша,его размер и процедуру выдачи и т.д. Условия договора лотереи должны содержаться в документе, который в Федеральном законе «О лотереях» так и называется — «условия лотереи». Условия лотереи утверждаются ее организатором на каждую лотерею и представляются в уполномоченный орган для получения разрешения на проведение лотереи.
       Заключение договора лотереи, тотализатора, иной игры осуществляется оплатой участия в игре, приобретением билета, иного документа; для стимулирующей лотереи — приобретением определенного товара, ценной бумаги или совершением иных действий. Конкретный способ заключения договора лотереи должен быть описан в условиях лотереи.
       7. В п.4 комментируемой статьи установлена обязанность организатора игр выплатить выигрыш. Федеральный закон «О лотереях» устанавливает также право участника лотереи потребовать получения денежного эквивалента выигрыша в натуре, кроме выигрыша в стимулирующей лотерее.
       Нередко в правилах и условиях проведения лотерей обязанность выплаты (выдачи) выигрыша возлагается на третье лицо — банк, проводящий расчеты по лотерее, организацию, реализующую лотерейные билеты, и т.п. Однако в случае неисполенения обязательства по выплате выигрыша третьим лицом участник лотереи вправе требовать его выплаты непосредственно с организатора лотереи, поскольку договор лотереи заключен именно с ним. Так, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, отменяя состоявшиеся судебные постановления по иску Шлыковой к Центральному предприятию спортивных лотерей, в своем постановлении от 11.01.1995 {БВС РФ. 1995. №8.} указала следующее: организатор лотереи (Центральное предприятие спортивных лотерей) обязан обеспечить гражданам реальное исполнение обязательств по выдаче выигрышей, в том числе третьими лицами.
       8. Поскольку Федеральный закон «О лотереях» предусматривает, что кредитная организация действует как поверенный (от имени и засчет организатора или оператора лотереи), требования к ней о выплате выигрыша вообще не могут быть предъявлены (п.1 ст.182 ГК).
       До принятия настоящего ГК в судебной практике возник вопрос о том, следует ли признавать выигравшими лиц, участвовавших в числовых или спортивных лотереях, на билеты которых хотя и выпал выигрыш, но эти билеты поступили к организатору лотереи позже обусловленных сроков {См.: Бонер А. Рассмотрение споров, связанных с участием в лотерее «Спортлото» // Социалистическая законность. 1982. №11.}. Судебная практика не относила лиц — владельцев опоздавших билетов к выигравшим, поскольку правила проведения лотерей устанавливали участие в лотереях только при включении билета в розыгрыш. Однако за лицами, чьи билеты опоздали по вине организатора лотереи, признавалось право на полное возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Комментируемая статья также не лишает участника права на полное возмещение убытков в подобных случаях, так как ответственность в виде возмещения реального ущерба организатора установлена только в случае отказа организатора от проведения игр.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:29:50 UTC