КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ВТОРОЙ

Статья 1027. Договор коммерческой концессии
       1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знакобслуживания и т.д.
       2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
       3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Комм. Васильева Е.Н., Сосна С.А.

       1. Комментируемая статья содержит определение договора коммерческой концессии, требования к гражданско-правовому статусу его сторон, предмету договора и к некоторым иным его условиям.
       Согласно определению, одна сторона, именуемая правообладателем, обязуется предоставить за плату другой стороне, именуемой пользователем, право на использование комплекса исключительных прав на объекты промышленной собственности, а также право на использование охраняемой коммерческой информации. Договор возмездный, двусторонний.
       2. Поскольку данный комплекс исключительных прав имеет целью его использование в предпринимательской деятельности пользователя, то основное требование к данному участнику сделки — наличие предпринимательского статуса: для юридических лиц — статуса коммерческой организации (хозяйственное общество или товарищество, производственный кооператив, унитарное предприятие), для физических лиц — зарегистрированного статуса предпринимателя. Те же требования предъявляются и к правообладателю, поскольку основными объектами, права на которые подлежат передаче, являются средства индивидуализации правообладателя, используемые им в собственной предпринимательской деятельности, с которыми непосредственно связана его деловая репутация.
       3. Предметом договора является комплекс исключительных прав, которые позволяют обеспечить пользователю монополию на использование объектов промышленной собственности правообладателя. Природа исключительного права такова, что только его субъект вправе использовать соответствующие объекты интеллектуальной или промышленной собственности, а также запрещать или разрешать другим лицам их использование. Такая монополия на использование должна быть ограничена сроком и территорией. При этом условие о сроке и территории неявляется существенным в силу закона. Если срок в договоре не установлен, считается, что стороны заключили договор без указания срока, и его прекращение определяется п.1 ст.1037 ГК. Если в нем не определена территория, то пользователь вправе использовать данный комплекс на всей территории РФ. Из этого следует, что в течение действия договора ни сам правообладатель, ни другие лица не вправе использовать данные объекты на указанной территории.
       4. Объектами исключительных прав по договору являются объекты промышленной собственности, т.е. такие идеальные объекты, которые используются в предпринимательской деятельности (см. Парижскую конвенции об охране промышленной собственности 1883г.).
       Эти объекты можно разделить на две группы. В первую группу входят такие объекты, с которыми у третьих лиц прочно связывается представление о деловой репутации производителя товара, о качестве и особых свойствах товара. Это средства индивидуализации производителя товара — фирменное наименование или коммерческое обозначение, средства индивидуализации самого товара — товарный знак (знак обслуживания).
       Юридические лица — коммерческие организации обязаны иметь фирменное наименование. Исключительное право на фирменное наименование, согласно ст.54 ГК, возникает у коммерческой организации с момента его регистрации. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Что касается предпринимательских организаций, то их фирменное наименование («фирма») может быть абстрактным (отвлеченным, безотносительным к определенным параметрам организации — составу участников, роду деятельности и т.д.) или конкретным. Абстрактное фирменное наименование могут иметь хозяйственные общества и производственные кооперативы (артели), например Открытое акционерное общество «Вереек». Фирменное наименование товарищества конкретно: оно включает в себя имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов — «и компания», например «Полное товарищество "Морозов и компания"». Если в фирменном наименовании полного товарищества указаны имена (наименования) всех полных товарищей, то слова «и компания» в него не включаются (ст.69 ГК).
       Фирменное наименование унитарных предприятий должно содержать указание на собственника имущества предприятия, а фирменное наименование предприятий, основанные на праве оперативного управления — слово «казенное». В случаях, предусмотренных законом, коммерческие организации в своем фирменном наименовани и должны указывать также характер своей деятельности.
       Фирменное наименование подлежит обязательной государственной регистрации, которая осуществляется компетентным органом путем его внесения в единый государственный реестр. Согласно ст.54 ГК порядок регистрации фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК. Пока такого закона нет, регистрация фирменных наименований осуществляется в порядке регистрации самого юридического лица в соответствии с Законом о государственной регистрации.
       Понятие и содержание «коммерческого обозначения» в законодательстве РФ не раскрывается. Согласно обычаям делового оборота под коммерческим обозначением понимают наименование, устойчиво закрепившееся за предпринимателем в его практической деятельности, но не зарегистрированное в установленном порядке.
       Товарный знак и знак обслуживания являются средствами индивидуализации товара предпринимателя. Права на товарный знак и знак обслуживания являются исключительными правами и защищены законом. Отношения по регистрации и использованию прав на товарный знак и знак обслуживания помимо статей ГК регулируются нормами Закона о товарных знаках. В частности, в него включены новая редакция ряда статей, а также новая глава 2.1 «Общеизвестный товарный знак, его правовая охрана». Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак, содержится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 №19 {РГ. 1998. №66.}.
       Права на использование такого средства индивидуализации товара, как наименование места его происхождения, не могут передаваться другим лицам, и, следовательно, не могут включаться в предмет договора (см. Закон о товарных знаках).
       Во вторую группу входят такие объекты, без использования которых невозможно правомерное осуществление предпринимательской деятельности, содержанием которой является производство товаров, работ или оказание услуг, тождественных товарам, работам или услугам правообладателя (в частности, их патентная чистота); это: запатентованные изобретения, полезные модели, промышленные образцы, объекты, охраняемые авторским правом, а также охраняемая законом информация — секретная информация. Под такой информацией согласно ст.139 ГК понимается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну в случае, если она: во-первых, имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам; во-вторых, к такой информации нет свободного доступа на законном основании; в-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Только при соблюдении всех этих требований такая информация подлежит правовой защите. Она не патентуется и, следовательно, не подлежит патентной охране. Подобная информация включает в себя технологические приемы и методы (ноу-хау), деловые связи, коммерческий опыт и т.п. Среди цивилистов нет единого мнения в отношении природы прав на охраняемую коммерческую информацию: одни относят их к исключительным, другие нет. Согласно ст.138 ГК исключительное право признается в случаях и в порядке, установленных ГК и другими законами. Поскольку пока исключительное право на коммерческую тайну не установлено в этих источниках, можно сделать вывод, что права на коммерческую тайну, секреты производства (ноу-хау) и иную конфиденциальную информацию не являются исключительными.
       5. Основным, конституирующим данный договор исключительным правом в комплексе является право на индивидуализацию правообладателя — фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, поскольку его судьба определяет юридическую судьбу договора. Учитывая требование комплексности, предмет договора должен включать, как минимум, исключительные права на два различных объекта промышленной собственности, например на фирму и товарный знак или на фирму и запотентованные объекты.
       В договоре должен быть определен также объем использования, под которым следует понимать способы использования объектов исключительных прав. Поскольку способы использования различных объектов, не всегда совпадают, при формулировании данного условия необходимо ориентироваться на те возможности, которые указаны в ГК и в специальных законах, регулирующих отношения по поводу соответствующих объектов, — Патентный закон, Законы об авторском праве, о товарных знаках и др. Учитывая, что перечень способов использования в законе не исчерпывающий, стороны могут установить и иные способы использования. В комментируемой статье указывается, что такой объем может быть как минимальным, так и максимальным, который задается, согласно комментируемой статье, таким объективным параметром, как сфера предпринимательской деятельности. Иными словами, речь идет о таком объеме, который необходим для: а) продажи товаров, полученных от правообладателя; б) для продажи товаров, произведенных самим пользователем; в) производства им работ; г) оказания пользователем услуг; д) осуществления иной торговой деятельности.
       6. Данный договор, несмотря на комплексный характер его предмета, является самостоятельным видом, а не представляет собой смешанный договор. Поэтому к регулированию отношений сторон нельзя прямо применять нормы, предусмотренные специальными законами для договоров о передаче в пользование отдельных объектов (в частности, лицензионных договоров, договоров о передаче прав на использование товарного знака). Недостаточность норм, содержащихся в комментируемой главе, может быть восполнена только усмотрением сторон, обычаями делового оборота или по правилам аналогии на основании ст.6 ГК.
       Вместе с тем требования к самим объектам, исключительные права на которые составляют предмет договора коммерческой концессии, а также основания приобретения прав на них правообладателем, устанавливаются ГК и соответствующими специальными законами.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:29:44 UTC