КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ВТОРОЙ

Статья 772. Права сторон на результаты работ
       1. Стороны в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ имеют право использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором.
       2. Если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в том числе способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд.

Комм. Рассудовский В.А., дополн. Абова Т.Е.

       1. Исполнитель и заказчик имеют право использовать результаты работ, в том числе и способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором. Под результатами, способными к правовой охране, имеются в виду результаты, охраняемые законамии иными правовыми актами в области интеллектуальной собственности. Последняя включает только те результаты, на которые могут быть установлены и защищены исключительные (монопольные) права. Речь идет о строго определенной системе институтов, относящихсялибо к патентоспособным и регистрируемым в особом порядке объектам промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения), либо к объектам нерегистрируемым, но охраняемым от незаконного копированияили присвоения (произведения авторского и смежных прав, программы для ЭВМ). Иными словами, правовая охрана в этом смысле распространяется не на сами результаты работ, а на те объекты интеллектуальной собственности, которые входят в состав полученных результатов. При этом исполнитель как субъект права интеллектуальной собственности сохраняет за собой личные неимущественные права, связанные с объектом интеллектуальной собственности. Условия использования должны предусматривать объем и способы распоряжения каждой из сторон ее правами путем выдачи разрешения (лицензии) на использование результатов работ третьим лицам или уступкиправ на них. Стороны должны согласовать условия защиты созданныхили использованных в процессе работ охраноспособных элементов,при этом в увязке с правами на использование самих результатов работ в целом.
       Имущественные права на объекты интеллектуальной собственности могут быть вкладом в уставный капитал, объектом инвестиций, предметом залога, они включаются в состав приватизируемого имущества. Поступившая в экономический оборот интеллектуальная собственность и производные права на нее, полученные по договору или лицензии, закрепляются за организациями, находятся в составе их нематериальных активов и переносят свою стоимость (амортизацию) на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с нормами износа и срока их полезного действия.
       Особый правовой режим имеют также сведения конфиденциального характера и конфиденциальная информация (см. коммент. к ст.771).
       2. По общему правилу, если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в том числе и способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд.
       Следовательно, закон исходит из приоритета прав заказчика на использование результатов работ, в том числе и путем передачи третьим лицам. Исполнитель же после передачи заказчику результатов работ вправе использовать их только для собственных нужд. В принципе эти положения не вызывают сомнений. Однако для лучшей защиты своих прав на результаты работ, в том числе способные к правовой охране, предпочтительным для исполнителя будет предусмотреть в договоре условия использования результатов работ, в том числе и путем их передачи третьим лицам, отвечающие в полной мере его интересам. Во всяком случае исполнитель вправе урегулировать в договоре условия использования результатов работ, связанных с патентными и авторскими правами на объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть созданы в процессе или непосредственно после окончания работ по договору, и условиями использования такого рода объектов сторонами договора.
       3. Применительно к договорам (контрактам) на создание, использование и передачу научной и (или) научно-технической продукции в п.3 ст.8 Закона о науке указывается: «Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон — субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции».
       В постановлениях Правительства РФ от 02.09.1999 №982 и от 29.09.1998 №1132 содержатся императивные нормы, направленные на закрепление прав за Российской Федерацией на результаты научно-технической деятельности, полученные при реализации государственных контрактов (заказов) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд, и на установление порядка распоряжения этими правами от имени Российской Федерации государственными заказчиками. Распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения осуществляет, по согласованию с государственными заказчиками, образованное при Минюсте России Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД).
       Представляется, что названные постановления Правительства в этой части не соответствуют норме комментируемой статьи, а потому в силу п.5 ст.3 ГК в необходимых случаях подлежат применению ГК, Патентный закон и иные федеральные законы. При этом нужно иметь в виду, что в Указах Президента РФ от 14.05.1998 №556 и от 22.07.1998 №863 не содержится норм, закрепляющих за Российской Федерацией права на результаты научно-технической деятельности. Объясняется это тем, что действующее гражданское законодательство ставит закрепление данных прав в зависимость от содержания договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Формулировка п.1 комментируемой статьи носит ясно выраженный диспози-тивный характер, предоставляя самим сторонам право использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором. Действие этой нормы не обусловлено принадлежностью источника финансирования работ либо их назначением. Какие-либо оговорки относительно особых прав государственных заказчиков также отсутствуют.
       Вместе с тем в названных постановлениях Правительства содержатся поручения о разработке примерных условий государственных контрактов (заказов) и порядка реализации федеральными органами исполнительной власти прав на результаты научно-технической деятельности и использования средств, полученных в результате реализации этих прав. Условиями таких контрактов могло быть закрепление прав на результаты работ за Российской Федерацией, а потенциальные исполнители получили бы возможность, исходя из принципа свободы договора (ст.421 ГК), принимать решения об участии в обязательствах. Что же касается порядка реализации прав на результаты работ и использования средств, полученных от их реализации, то тут следует опять же исходить из установки на необходимость обеспечения сбалансированности прав и законных интересов и стимулирования деятельности субъектов правоотношений в названной области.
       Разумеется, предпочтительнее было бы решить все эти вопросы в федеральном законе о подрядах для государственных нужд, предусмотренном в ст.768 ГК. Имеется прямая норма ст.778 ГК, согласно которой к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд должен применяться названный специальный закон. Однако такой закон до сих пор не принят. А ведь именно в нем можно было бы отразить специфику правоотношений, связанных с работами по государственным контрактам (заказам). Заметим, что вопросы, связанные с конкурсами на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, уже решены в Законе о конкурсах. Необходимо также отразить специфику государственного оборонного заказа (см. Закон об оборонном заказе), а также отношений по экспортному контролю (см. Федеральный закон от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 30.12.2001) {СЗ РФ. 1999. №30. Ст.3774; 2002. №1 (ч.1). Ст.2.}) и военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами (см. Федеральный закон от 19.07.1998 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» {СЗ РФ. 1998. №30. Ст.3610.}). К комментируемой статье имеет отношение специальная норма ст.13 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» об обязательности и пропорциональности распределения прибыли между всеми организациями, участвующими в осуществлении военно-технического сотрудничества, с учетом их вклада в разработку, производство и реализацию продукции военного назначения, и о необходимости рационального использования доходов, в том числе путем направления их на социальную защиту работников организаций — разработчиков и производителей продукции военного назначения.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:29:32 UTC