|
КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТИ ПЕРВОЙ
Статья 375. Обязанности гаранта при рассмотрении требования бенефициара
1. По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.
2. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.
комм. Максимович А.Я.
1. Правильное выполнение гарантом установленных в комментируемой статье обязанностей, возникающих после получения требования бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии, может в последующем иметь для гаранта существенное значение как с точки зрения его ответственности перед бенефициаром за невыполнение обязательств по гарантии (ст.377 ГК), так и с точки зрения обоснованности заявляемых принципалу регрессных требований (ст.379 ГК).
В п.1 комментируемой статьи содержится положение об определенных обязанностях гаранта, возникающих по получении им не вообще любого требования бенефициара, а требования, заявленного с соблюдением правил ст.374 ГК. В том случае, если бенефициаром нарушено какое-либо из обязательных положений ст.374 (о письменной форме заявляемого требования; о приложении к требованию указанных в гарантии документов; об указании, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства; о сроке заявления требования), гарант не может считаться юридически обязанным выполнять все перечисленные в комментируемой статьи действия.
Так, если к требованию не приложен хотя бы один из названных в гарантии документов, гарант вправе настаивать на представлении бенефициаром соответствующего документа, а до тех пор, пока это не произойдет, — воздерживаться от исполнения действий, предусмотренных в комментируемой статье. То же относится и к соблюдению бенефициаром любого другого обязательного правила о заявлении требований, содержащегося в ст.374 ГК.
В п.1 комментируемой статьи предусмотрена обязанность гаранта уведомить принципала о полученном от бенефициара требовании «без промедления», т.е. в наиболее короткий технически возможный срок. В тексте статьи не указано, что такое уведомление должно быть сделано обязательно в письменном виде, поэтому оно может быть выполнено устно, по телефону или с использованием современных средств связи, например так называемой пейджинговой связи. Во всех случаях, однако, гарант, предвидящий возможность заявления регрессных требований к принципалу (ст.379 ГК), заинтересован в документальном подтверждении направления принципалу соответствующего уведомления.
К обязанности гаранта также относится передача принципалу «копии требования со всеми относящимися к нему документами». Подразумевается, что «все относящиеся документы» также передаются принципалу в копиях, так как их оригиналы могут понадобиться самому гаранту для урегулирования возможных разногласий и споров как с бенефициаром, так и принципалом (по регрессным требованиям).
2. Лишь правосознание судьи и знание им деловой практики могут подсказать при разрешении конкретного спорного дела, рассмотрел ли гарант требование бенефициара «в разумный срок» и проявил ли при этом «разумную заботливость» (п.2 комментируемой статьи). Соблюдение или несоблюдение гарантом, по мнению судьи, указанных обязанностей может повлиять на решение вопроса о степени ответственности гаранта перед бенефициаром и обоснованности регрессных требований гаранта к принципалу.
|
|