|
КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТИ ПЕРВОЙ
Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора — судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
комм. Рубанов А.А.
1. ГК указывает, что объект отношений, регулируемых комментируемой статьей, является культурной ценностью. В нем, однако, не устанавливается, на основании каких критериев вещь быть признана культурной ценностью. На таких же позициях стоят и многие иные законы, начиная с Конституции (п.2 ст.44). Сходным образом не раскрывает содержание этого понятия Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 27.02.2003) {СЗ РФ. 2002. №26. Ст.2519; 2003. №9. Ст.805.} (п.9 ст.45). Противоположной позиции придерживается Федеральный закон от 15.04.1998 №64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (в ред. от 25.05.2000) {СЗ РФ. 1998. №16. Ст.1799; 2000. №22. Ст.2259.}, где имеется специальная статья, определяющая соответствующие объекты (ч.4 ст.3). В какой-то степени на этих же позициях стоит и Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 №127 {СЗ РФ. 2003. №9. Ст.866.}, противопоставляющее культурные ценности изделиям, которые имеют историческую, научную или художественную ценность (ч.2 п.31«д»). Свои собственные критерии культурной ценности используются Законом РФ от 15.04.1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст. 6, 7) {Ведомости РФ. 1993. №20. Ст.718.} и постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 №322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» (в ред. от 03.10.2002) {СЗ РФ. 2001. №19. Ст.1938; 2002. №41. Ст.3983.}.
Впрочем, молчание комментируемой статьи по этому вопросу не создает трудностей при ее применении. В ней указывается, что объект соответствующих отношений должен быть отнесен к особо ценным и охраняемым государством. При этом специально указано, что такое отнесение должно быть произведено в соответствии с законом. Таким законом является Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003) {СЗ РФ. 1996. №22. Ст.2591; 2003. №2. Ст.167.}. Музейный фонд РФ состоит не только из государственной, но и из негосударственной части. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в этот Фонд, объявлены этим законом неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Они, следовательно, признаны особо ценными и поставлены под охрану государства. Включение названных предметов и коллекций в состав негосударственной части Фонда производится на основании заявления собственника предмета (ст.20) после проведения соответствующей экспертизы (ст.3).
2. Правила комментируемой статьи подлежат применению, если собственник названных культурных ценностей, во-первых, бесхозяйственно содержит их и, во-вторых, если такое содержание грозит тем, что эти ценности утратят свое значение. Критерии в этой области определены Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.1998 №179 (в ред. от 08.05.02) {СЗ РФ. 1998. №8. Ст.949; 2002. №20. Ст.1859.}, которое установило, что музейные предметы и коллекции, включенные в состав Фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Минкультуры России (п.13).
3. ГК установил, что правовым последствием ненадлежащего поведения собственника культурных ценностей является решение суда об их изъятии у собственника. В то же время Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» дает Минкультуры России право поставить перед собственником вопрос об изменении места хранения предметов (ст.24). Представляется правильным, чтобы это право было использовано ранее предъявления иска.
4. ГК дает суду право вынести решение о продаже культурной ценности с публичных торгов либо о ее выкупе государством.
При публичных торгах приобретателем может быть любое лицо, включая государство, а также самого прежнего собственника. Статья сформулирована таким образом, что не исключается проведение публичных торгов и за пределами России, где вырученная сумма может быть значительно больше. Однако в таком случае вывоз объекта должен быть произведен с соблюдением требований Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
К сожалению, не все возникающие в данной области вопросы решены комментируемой статей. Не определено, кто имеет право предъявлять иск в суд. Еще менее ясно соотношение между решением суда и выкупом вещи государством. Выкуп означает договор между государством и собственником. На это прямо указывает ч.2 комментируемой статьи, когда она определяет, что размер возмещения устанавливается соглашением сторон. При этом вопрос, в какой момент должно состоятся решение суда, определен противоречиво. Из ч.2 комментируемой статьи можно сделать вывод, что решение суда должно быть вынесено, когда стороны не в состоянии достигнуть соглашения, необходимого, чтобы заключить договор. Однако из этой нормы можно сделать вывод, что сам выкуп должен иметь место по решению суда. При таком понимании сначала суд должен вынести решение, а затем собственник и государство должны приступить к заключению договора.
|
|