|
КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТИ ПЕРВОЙ
Статья 139. Служебная и коммерческая тайна
1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к нейнет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
комм. Тарасов А.А.
1. Субъекты гражданского права могут в своих интересах ограничивать доступ других лиц к известной им информации. Поэтому вотличие от государственной тайны состав сведений, которые составляют служебную или коммерческую тайну, определяется ненормативными актами, а самими обладателями информации. Виды информации, составляющие служебную и коммерческую тайну, определяются внутренними (локальными) нормативными актами организаций, гражданско-правовыми и трудовыми договорами.
Лишь в некоторых случаях, когда деятельность организации связана с использованием информации, охраняемой в интересах других лиц (не обладателя) или силу иных норм права, например конституционных прав граждан на тайну личной жизни, законодатель изначально определяет, что сведения, которыми обладает организация, относятся к коммерческой тайне. Так, согласно ст.15 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» {СЗ РФ. 1998. №19. Ст.2071; 2001. №7. Ст.623; 2002. №12. Ст.1093; 2003. №2. Ст.166.} к коммерческой тайне относится информация о состоянии пенсионных счетов и производимых фондом выплатах негосударственных пенсий. Согласно п.4 ст.10 Закона о бухгалтерском учете содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
2. Комментируемая статья практически не разделяет понятия служебной и коммерческой тайны, предусматривает одинаковое регулирование для обоих видов тайны, что связано с невозможностью четкого разделения регулируемых отношений. Информация, являющаяся коммерческой тайной, может стать служебной тайной и наоборот.
Состав информации, являющейся коммерческой и служебной тайной, также часто совпадает по составу с другими видами конфиденциальной информации, в том числе государственной, налоговой, банковской тайной. Так, согласно п.2 ст.102 НК к разглашению налоговой тайны относится передача коммерческой тайны налогоплательщика. Большая часть информации, составляющей банковскую тайну, несомненно является коммерческой тайной для банка как коммерческой организации и служебной тайной для работников банка.
3. Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 №35 (в ред. от 03.10.2002) {СП РФ. 1992 №1—2. Ст.7; СЗ РФ. 2002. №41. Ст.3983.} определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, к таким сведениям отнесены: учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства России и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц в других организациях.
4. Для признания информации служебной или коммерческой тайной и соответственно для ее правовой охраны закон называет следующие обязательные условия:
1) наличие у информации действительной или потенциальной коммерческой ценности. Некоторые цивилисты считают ошибочным включение этого условия, поскольку оно приравнивает служебную и коммерческую тайну к секретам производства «(ноу-хау»), ограничивает право обладателя информации на придание ей конфиденциальности. Секреты производства действительно остаются одним из основных видов коммерческой тайны. Но в формулировке статьи ненапрасно использовано слово «потенциальная», этим подчеркивается то, что информация может и не иметь сегодняшней цены («действительной ценности»), а приобретет ее только в будущем («потенциально»). Такая возможность как раз и определяется обладателем при отнесении информации к служебной и коммерческой тайне в настоящем;
2) неизвестность информации третьим лицам. В отличие от других видов нематериальных благ, используемых в хозяйственной деятельности (авторские права, права на изобретения, товарные знакии т.п), для прав на информацию, являющуюся служебной и коммерческой тайной, законодатель не устанавливает сроков действия. Права на конфиденциальную информацию существуют и имеют какую-либо ценность только до тех пор, пока эта информация не стала известной. После разглашения информации (причем не важно, на каком основании — законном или нет) всякий смысл в сохранении ее конфиденциальности пропадает. Поэтому единственное право, которое может остаться у первоначального обладателя информации, это право на возмещение убытков, если информация была разглашена незаконно.
В судебной практике возник вопрос о возможности отнесения к служебной и коммерческой тайне программ телепередач и соответственно запрете на публикацию таких программ третьими лицами. ВАС РФ признал невозможным применение режима служебной и коммерческой тайны к телепрограммам, именно в силу их несоответствия условиям неизвестности и свободного доступа (постановление Пленума ВАС РФ от 24.11.1998 №3900/98 {ВВАС РФ. 1999. №2});
3) отсутствие свободного доступа к информации на законном основании. В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с доступом акционеров к документам акционерного общества, когда само общество отнесло такие документы к коммерческой тайне. Арбитражные суды при вынесении решений руководствовались настоящим условием. Если истребуемые документы прямо поименованы в законе как документы, подлежащие представлению акционеру, то на них не распространяется режим коммерческой и служебной тайны, даже если информация, содержащаяся в документах, отнесена действующим законодательством или локальными нормативными актами акционерного общества к коммерческой тайне;
4) обладатель информации принимает меры к охране конфиденциальности информации, среди них можно выделить три основных вида:
— организационные, заключающиеся в определении информации как служебной и коммерческой тайны (см. п.1 коммент. к данной статье) и доведении этого до тех, кто находится в непосредственном контакте с информацией (работники, контрагенты);
— юридические, заключающиеся в установлении обязанности в договорах (трудовых и гражданско-правовых) контрагентов и работников соблюдать конфиденциальность, а именно: не разглашать информацию, соблюдать технические меры работы с информацией. Для договоров подряда такая обязанность установлена во второй части ГК (ст.727);
— технические, препятствующие разглашению работниками и контрагентами (активные) и затрудняющие доступ третьих лиц (пассивные).
5. Среди способов защиты информации, предусмотренных действующим законодательством, можно назвать следующие:
специальный порядок получения сведений от их обладателей, в том числе ограничение круга лиц, уполномоченных получать такие сведения (см., например, ч.3 ст.183 УПК);
особую процедуру работы с таким сведениями; так, АПК (п.2 ст.11), ГПК (п.2 ст.10) предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения тайны;
ответственность государственных органов и должностных лиц за разглашение коммерческой и служебной тайны.
6. Необходимо отметить, что комментируемая статья устанавливает ответственность в виде возмещения убытков не только за незаконное разглашение, но и за незаконное получение информации, составляющей служебную и коммерческую тайну.
За разглашение служебной и коммерческой тайны трудовым законодательством также установлена дисциплинарная ответственность (подп.«в» п.6 ст.81 ТК).
|
|