AZ-libr.ру

информационный портал





КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ПЕРВОЙ

Статья 106. Зависимое хозяйственное общество
       1. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
       2. Хозяйственное общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах.
       3. Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом.


комм. Мозолин В.П., Юденков А.П.

       1. Положения комментируемой статьи распространяются толькона хозяйственные общества.
       Как следует из п.1 комментируемой статьи, единственным условием признания общества зависимым является сосредоточение у другого (преобладающего, участвующего) хозяйственного общества более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
       По своему содержанию понятие зависимого общества пересекается с понятием дочернего общества.
       Применяя формальный 20%-ный критерий, можно утверждать следующее. Если статус дочернего общества основан на преобладающем участии в его уставном капитале другого хозяйственного общества (данное участие может обеспечиваться и контрольным пакетом в размере более 20% акций (долей), то такое дочернее общество является одновременно и зависимым обществом. И наоборот, не является зависимым в смысле комментируемой статьи дочернее общество в уставном капитале которого доля участия другого (основного) общества составляет 20% и менее.
       Налицо известная неувязка юридических формулировок с содержанием понятий, которые они обозначают. Статус дочернего общества предполагает более высокую степень его экономической и организационно-управленческой зависимости от другого общества (товарищества), чем статус зависимого общества. И ситуацию, когда дочернее общество по формальному признаку может не считаться зависимым, нельзя признать нормальной.
       2. Пункт 2 комментируемой статьи обязывает преобладающее общество незамедлительно опубликовать сведения о приобретенииим более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
       Общества с ограниченной ответственностью публикуют сведения в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (см. п.4 ст.6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
       Акционерные общества публикуют сведения в приложении к «Вестнику Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» в течение месяца с момента приобретения акций. См. Положение о порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 14.05.1996 №10 { Вестник ФКЦБ России. 1996. № 3.}.
       Кроме возникновения у преобладающего общества обязанности по опубликованию названных выше сведений других юридических последствий, связанных с возникновением отношений зависимости, комментируемая статья не предусматривает. Поэтому понятия зависимого и преобладающего общества и обусловливающий их 20%-ный критерий участия могут применяться лишь в целях специального законодательства (антимонопольного и др.), но не гражданско-правового законодательства, регулирующего обязательственные отношения.
       В частности, в силу ст.18 Закона о конкуренции возникновение отношений зависимости, связанных с приобретением в уставном капитале общества более 20% акций (долей) с правом голоса обусловливается в одних случаях необходимостью получения предварительного согласия антимонопольного органа на такое приобретение, в других — требованием об уведомлении названного органа о совершении такой сделки. Данное правило не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании. Подробнее см. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства (информационное письмо ВАС РФ от 30.03.1998 №32 {Экономика и жизнь. 1998. №16.}).
       Согласно ст.61 Закона о ЦБР приобретение группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций кредитной организации требует уведомления ЦБР, а более 20% — предварительного согласия ЦБР.
       В соответствии с подп.16 п.1 ст.31 НК налоговые органы вправе предъявить в суды иски о взыскании задолженности одной организации по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды) с другой организации, если эти организации являются по отношению друг к другу зависимым обществом и преобладающим обществом. Предъявление таких исков допускается при условии, что налоговая задолженность числится за соответствующей организацией более 3 месяцев, а выручка за товары (работы, услуги), реализуемые этой организацией, поступает на счета другой организации.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:28:50 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"