Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании


Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одного минимального размера оплаты труда; на должностных лиц — от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Комм. Головко В.В.

Комм. Хесин Б.Л.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при реализации прав и свобод граждан по проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования.

Рассматриваемые правоотношения на федеральном уровне регламентируются нормами Конституции РФ (ст.31), устанавливающими, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, а также Федеральным законом от 19 июня 2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень публичных мероприятий, нарушение порядка организации и проведения которых влечет административную ответственность: собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование.

Собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрацией является организованное публичное выражение общественно-политических настроений, группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование — это форма публичного выражения мнения, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В целях проведения публичного мероприятия его организатор в письменной форме обязан подать уведомление (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в порядке, установленном соответствующим законом субъекта Российской Федерации) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не может быть организатором публичного мероприятия лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

К действиям, направленным на организацию публичного мероприятия, относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (например, составление списков участников планируемого мероприятия, распределение обязанностей между ними и т.д.).

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводы, высоковольтные линии электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в адрес которого поступило уведомление о проведении публичного мероприятия, в зависимости от его формы и количества участников может назначить своего уполномоченного представителя, который имеет право требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения, а также принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.

Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия.

По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел, имеющего право требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения), а также соблюдения порядка его организации и проведения.

В случае нарушения участниками публичного мероприятия требований, установленных законодательством, оно может быть приостановлено или прекращено.

Приостановление публичного мероприятия может повлечь за собой произошедшее по вине его участников нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья людей, которое не было устранено по требованию уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Публичное мероприятие может быть продолжено при устранении данного нарушения.

Основаниями для прекращения публичного мероприятия являются создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц либо совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», касающихся порядка проведения публичного мероприятия (например, несоблюдение правил, касающихся времени или места его проведения) (ст.17).

Объективная сторона правонарушения может выражаться в следующих действиях: воспрепятствование организации либо проведению публичного мероприятия (в частности, незаконный запрет проведения какого-либо из указанных публичных мероприятий, незаконное указание о выставлении заслонов демонстрации или шествию из работников милиции, а равно организация заслонов из представителей общественности, исповедующих другие политические взгляды или религиозные верования); воспрепятствование участию в публичном мероприятии (например, недопущение участников на место его проведения); принуждение к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании (например, путем применения угроз со стороны членов трудового коллектива, общественного объединения, целью которых является понуждение к участию в названных мероприятиях и т.п.).

Субъектами административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, квалифицируются как преступление (ст.149 УК РФ).

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутренних дел.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:13 UTC